Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Снижение административных барьеров, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012-2015 годы" (с изменениями на 13 марта 2013 года) (утратило силу с 31.12.2013 на основании постановления Правительства Московской области от 23.08.2013 N 660/37)

1. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы

(Раздел в редакции, введенной в действие с 14 апреля 2013 года постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2013 года N 172/10. - См. предыдущую редакцию)

В рамках повышения эффективности государственного управления одними из ключевых задач являются повышение качества жизни населения, а также совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений в целях преодоления существующих административных барьеров. К ведущим показателям, характеризующим качество жизни, относятся, в том числе, качество и доступность государственных и муниципальных услуг, предоставляемых как гражданам, так и организациям.

Доминирующим показателем эффективности государственного управления выступает "удовлетворенность потребителей". Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации предписано обеспечить уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году не менее 90 процентов. При этом доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году, должна быть не менее 90 процентов.

Достижение данного показателя осуществляется путём создания сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Сеть строится на основании базовых параметров в соответствии с методикой, утвержденной протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30.10.2012 N 135.

Данная методика предусматривает:

не менее одного МФЦ создается в каждом городском округе;

не менее одного МФЦ создается в каждом муниципальном районе;

если в составе муниципального района несколько населенных пунктов с численностью населения более 20 тыс. чел., то в каждом из них создается МФЦ;

один МФЦ создается в населенных пунктах с численностью более 20 тыс. чел.;

если административный центр муниципального района совпадает с городским округом, то МФЦ может создаваться в ином крупнейшем по численности населения населенном пункте района;

в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. чел. (с учетом выше перечисленных правил) создаются "окна" привлеченных организаций.

Достижение данных показателей должно учитывать специфику Московской области, в том числе наличие удаленных районов, неравномерность распределения населения по территории региона, на которой сформировано 360 муниципальных образований (36 городских округов, 36 муниципальных районов, 288 городских и сельских поселений).

Московская область является одним из крупнейших регионов России, выделяется своим демографическим потенциалом: по численности населения (порядка 7 млн. человек) она занимает второе место среди субъектов Российской Федерации, уступая только Москве. Плотность населения (155,1 человека/кв. км) на порядок превышает средние показатели по Российской Федерации. Доля городского населения Московской области составляет около 80 процентов. Московская область имеет много крупных городов: в 19 городах население составляет более 100 тыс. человек в каждом. Доля населения трудоспособного возраста также остается самой высокой среди областей центральной части Российской Федерации (53,6 процента).

Ускоренное социально-экономическое развитие экономики Московской области по сравнению с другими регионами Российской Федерации делает необходимым концентрацию усилий органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области на быстрое и качественное предоставление государственных и муниципальных услуг как населению, так и юридическим лицам в Московской области.

В процессе предоставления государственных и муниципальных услуг возникает ряд проблем, требующих решения, особенно при получении массовых (широко востребованных) услуг, обращаясь за которыми заявителю приходится сталкиваться с очередями, территориальной разобщенностью инстанций, отсутствием комфорта мест ожидания и приема документов, длительностью сроков получения результатов, завышением обозначенных сроков, низким качеством информирования и консультирования.

Основными проблемами существующей системы предоставления государственных и муниципальных услуг как в целом на территории Российской Федерации, так на территории Московской области являются:

необходимость обращения в большое количество органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области для получения одной государственной или муниципальной услуги, а также необходимость личного представления документов;

отсутствие информации о государственных и муниципальных услугах, административных процедурах и порядке их исполнения;

сложность заполнения официальных бланков, форм документов;

отсутствие возможности получить консультацию или справочную информацию в исполнительном органе государственной власти Московской области или органе местного самоуправления муниципального образования Московской области, предоставляющем государственную или муниципальную услугу;

недостаточно эффективная организация деятельности по приему и обслуживанию заявителей;

навязывание платных услуг посреднических организаций.

Решением вышеуказанных проблем является организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", предусматривающему возможность однократного обращения заявителя за получением государственной или муниципальной услуги, возможность получения заявителем полного комплекса государственных, муниципальных и сопутствующих услуг в одном месте - "одном окне", как правило, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

Население, имеющее доступ к услугам, предоставляемым в МФЦ, оценивает их качество на самом высоком уровне (более 80 процентов удовлетворены качеством получения услуг в многофункциональных центрах), что дает основания для признания приоритетности задачи создания в Московской области сети МФЦ, соответствующих установленным требованиям, как наиболее действенного инструмента в достижении цели по повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Создание сети МФЦ в Московской области, внедрение в их работу информационно-телекоммуникационных технологий (типовых автоматизированных решений поддержки деятельности многофункциональных центров, включая подсистемы электронного документооборота, информационно-справочного сопровождения, электронных платежей, интеграции баз данных служб и ведомств, создание центра телефонного обслуживания) позволит существенно упростить процесс получения услуг, снизить нагрузку на заявителей по сбору, согласованию, заполнению и предоставлению документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, обеспечит повышение доступности государственных и муниципальных услуг и при этом сделает процесс обращения за государственными и муниципальными услугами менее затратным и более комфортным для заявителей.

В целях организации взаимодействия МФЦ Московской области с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и организациями, привлекаемыми к реализации функций многофункциональных центров, должен быть создан региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Региональный МФЦ наделяется статусом уполномоченного МФЦ с функциями заключения соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также правом заключения договоров с организациями, имеющими развитую филиальную сеть на территории Московской области, привлекаемыми в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг в малонаселенных муниципальных образованиях Московской области, в которых создание МФЦ нецелесообразно.

Создание в установленном порядке уполномоченного многофункционального центра в Московской области обеспечит согласованность и эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области с многофункциональными центрами Московской области и организациями, привлекаемыми к реализации функций многофункциональных центров, а также соответствующий контроль деятельности многофункциональных центров.

Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе в МФЦ позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обеспечить высокое качество услуг, их доступность для граждан независимо от удаленности места проживания граждан от мест предоставления государственных и муниципальных услуг.