Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"

Таблица 1

Район

Протяжённость по категориям, км

всего

Ханты-Мансийский

389,35

Ханты-Мансийский

389,35

Ханты-Мансийский

389,35

Ханты-Мансийский

Кондинский

265,11

Кондинский

265,11

Кондинский

265,11

Кондинский

Октябрьский

217,91

Октябрьский

217,91

Октябрьский

217,91

Октябрьский

Советский

268,95

Советский

268,95

Советский

268,95

Советский

Березовский

96,74

Березовский

96,74

Березовский

96,74

Березовский

Белоярский

96,49

Белоярский

96,49

Белоярский

96,49

Белоярский

Нефтеюганский

163,16

Нефтеюганский

163,16

Нефтеюганский

163,16

Нефтеюганский

Сургутский

555,35

Сургутский

555,35

Сургутский

555,35

Сургутский

Нижневартовский

465,94

Нижневартовский

465,94

Нижневартовский

465,94

Нижневартовский

Итого

2 519,00

Итого

2 519,00

Итого

2 519,00

Итого

[Таблица 1 изложено в редакции Постановлением Правительства от 13.05.2011 года N 157-п]

По состоянию на 1 января 2010 года 44% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения эксплуатируются более восьми лет, из них 11% находятся в эксплуатации более 12 лет. При нормативных межремонтных сроках на капитальный ремонт 12 лет и 4-6 лет на ремонт (в зависимости от категории дорог) сложилась ситуация, когда транспортно-эксплуатационные характеристики значительной части региональных или межмуниципальных дорог не отвечают нормативным требованиям. По состоянию на начало 2010 года протяженность таких дорог составляет 480,29 км или 20,5% общей протяженности. Прогнозируемый аналогичный показатель на 1 января 2011 года составит 586,0 км или 22,4% общей протяженности.

Сеть автомобильных дорог в автономном округе имеет характерное отличие от общероссийской. По состоянию на 1 января 2009 года доля частных дорог в общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в автономном округе составляет 76%. В России они составляют 17%. В результате - в автономном округе региональные или межмуниципальные автомобильные дороги являются структурообразующими в сети дорог и, составляя около 11% от всех автомобильных дорог, воспринимают основную нагрузку от автомобильного транспорта.

Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. Требуется строительство объездных дорог в обход городов, транспортных развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях, а также координация развития региональных или межмуниципальных автомобильных дорог совместно с дорогами местного значения.

Строительство частных платных автомобильных дорог в автономном округе в настоящее время не эффективно. Это объясняется относительно невысокими транспортными потоками и достаточно сложными природными условиями, приводящими к большим затратам на строительство, что исключает интерес бизнеса к сооружению платных дорог.

Промышленная направленность развития экономики автономного округа определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемности, рост интенсивности движения транспорта и возрастающие нагрузки на автомобильные дороги. В автономном округе:

доля автомобилей большой грузоподъемности в составе транспортных средств на начало 2009 года была в 1,4 раза выше средних показателей по России;

количество разрешений на пропуск тяжеловесных транспортных средств, ведущих к расчетному ущербу от их пропуска по дорогам, с 2005 по 2009 годы увеличилось в 1,22 раза.

В 2008 году грузооборот (в тонно-километрах) автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, приходящийся в среднем на 1 км автомобильных дорог с твердым покрытием в автономном округе, был в 1,27 раза больше, чем в среднем по России.

Рост интенсивности движения ведет к необходимости реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, приведению их транспортно-эксплуатационных характеристик к нормативным требованиям. Так, фактическая интенсивность движения по мосту через р.Обь в районе г.Сургута в 2009 году составила 8 798 авт./сут., превысив за 9 лет эксплуатации моста в 1,76 раза расчетную интенсивность движения, определенную на 2015 год.

Сложные природные условия строительства и большие нагрузки на автомобильные дороги неизбежно ведут к повышенным затратам на ремонт и содержание дорог. Несвоевременное выполнение ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог, наряду с дополнительными издержками на транспорте, в секторах экономики, а также увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, приводят к необходимости увеличения затрат на приведение дорог в нормативное состояние. Практика показывает, что задержка с проведением ремонтных работ на 3 года ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, сопоставимых с объемами затрат при выполнении их по плану.

Отмеченное делает актуальным:

развитие сети автомобильных дорог (строительство);

совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);

формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;

приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.

Проблемы транспортной системы требуют программно-целевого метода решения, целесообразность которого определяется:

структурой транспорта, объединяющей различные виды транспорта, и его особой системообразующей ролью в развитии экономики и социальной сферы автономного округа;

большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющими их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;

возможностью концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системных проблем и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;

необходимостью системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов;

возможностью внедрения механизма управления реализацией программных мероприятий, в том числе включающего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность в транспортном комплексе.

Риски, возникающие с различными вариантами решения проблем транспортного комплекса как системообразующей инфраструктуры, прежде всего, связаны с безопасностью функционирования и развития социально-экономической системы автономного округа. Безопасность функционирования и развития секторов экономики и социальной сферы обеспечивается транспортным комплексом посредством снятия угроз, как совокупности условий и факторов в транспортном комплексе, создающих опасность для экономики и интересов автономного округа и государства, общества и личности.

Решение проблем транспортной системы программно-целевым методом позволяет снять внутренние угрозы, которые могут возникнуть в транспортном комплексе и окажут существенное воздействие на снижение экономической и социальной безопасности автономного округа. К внешним угрозам - относится фактор недофинансирования развития и совершенствования транспортного комплекса, так как это ведет к снижению темпов в повышении связанности социальной сферы и секторов экономики, уменьшению скоростей пассажиропотоков и товародвижения, росту удельных затрат на транспорте, а также к снижению безопасности его функционирования. Результатом недофинансирования будет снижение качества жизни населения и инвестиционной привлекательности автономного округа.