Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (в среднем по субъектам Сибирского федерального округа), утвержденные ФСТ России на 2006 - 2010 годы (коп./кВтч, без НДС)
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||
min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Республика | 130,00 | 135,00 | 165,73 | 166,63 | 178,46 | 190,66 | 206,89 | 215,41 | 214,20 | 236,04 |
Алтайский | 105,10 | 107,40 | 135,28 | 136,01 | 150,55 | 154,42 | 173,27 | 178,55 | 183,03 | 183,66 |
Республика | 104,50 | 110,60 | 130,60 | 131,31 | 132,81 | 138,07 | 149,16 | 150,47 | 159,38 | 171,97 |
Республика | 83,00 | 89,20 | 96,60 | 97,13 | 131,33 | 134,36 | 153,35 | 158,42 | 167,18 | 190,77 |
Республика | 25,20 | 27,40 | 36,18 | 36,59 | 37,92 | 40,91 | 44,02 | 45,33 | 50,07 | 55,08 |
Красноярский | 47,90 | 49,00 | 57,20 | 57,51 | 65,52 | 66,97 | 75,87 | 79,59 | 81,33 | 87,62 |
Кемеровская | 70,00 | 71,80 | 96,17 | 97,28 | 111,06 | 112,43 | 119,07 | 123,01 | 129,79 | 133,86 |
Новосибирская | 95,50 | 102,30 | 106,17 | 110,24 | 114,17 | 116,99 | 132,39 | 139,53 | 141,93 | 150,02 |
Омская | 106,90 | 108,50 | 132,23 | 132,95 | 146,40 | 152,00 | 169,70 | 178,09 | 178,54 | 180,39 |
Томская | 93,30 | 97,20 | 129,94 | 130,64 | 143,09 | 152,41 | 177,29 | 183,86 | 180,24 | 1 85,44 |
Иркутская | 30,50 | 31,10 | 31,85 | 32,47 | 35,89 | 37,66 | 39,55 | 41,80 | 43,94 | 47,94 |
Из таблицы видно, что Алтайский край входит в число четырех регионов Сибирского федерального округа с наиболее высоким уровнем тарифов. Основными причинами более дорогой, по сравнению с другими регионами, электроэнергии являются следующие:
отсутствие генерирующих мощностей, вырабатывающих относительно дешевую электроэнергию (Красноярская ГЭС, Братская ГЭС и т.д.);
низкий показатель численности населения на 1 км протяженности сетей;
зависимость электроэнергетики Алтайского края от поставок угля по высоким ценам из других регионов - Кемеровской области, Красноярского края;
физический и моральный износ распределительных сетей.
С 1 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" тарифы на электрическую энергию оптового и розничного рынка производителей-поставщиков электрической энергии не подлежат государственному тарифному регулированию. Ценообразование на электрическую энергию формируется на основе рыночных механизмов, то есть с учетом баланса спроса и предложения. Остальные составляющие тарифа на электрическую энергию подлежат государственному регулированию. К ним относятся:
услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
Для анализа размера тарифа взяты две наиболее распространенные категории потребителей:
крупные промышленные предприятия, получающие электрическую энергию на высоком уровне напряжения в диапазоне от 70001 часа использования мощности и выше;
потребители, получающие электрическую энергию на низком уровне напряжения в диапазоне менее 5000 часов использования мощности. К данным потребителям относятся: бюджетные потребители, сельскохозяйственные производители, мелкий бизнес, предприниматели.
Структура тарифов представлена на рисунках ниже (рис. 8, рис. 9).