Недействующий

Об утверждении краевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы


Рис. 9 Потребители, получающие электрическую энергию на низком уровне напряжения в диапазоне менее 5000 часов использования мощности*

     
________________
     * Рисунок 9  не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  

Наибольший удельный вес в структуре тарифа первой категории потребителей занимает рыночная цена на электроэнергию (около 58%), региональная составляющая - услуги по передаче электроэнергии - около 36%. Противоположная ситуация в структуре тарифа складывается у второй группы потребителей, где наибольший удельный вес (около 66%) занимают услуги по передаче электрической энергии.

Изменение составляющих тарифа на электрическую энергию, регулируемых управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в 2011 году обусловлено следующими факторами:

ростом заработной платы в 2011 году в соответствии с отраслевым тарифным соглашением;

ростом отчислений от заработной платы;

ростом затрат на материалы и услуги подрядных организаций в соответствии с индексом потребительских цен, рассчитанным Министерством экономического развития Российской Федерации на 2011 год в сценарных условиях функционирования российской экономики;

применением метода доходности инвестиционного капитала (RAB) с учетом долгосрочной инвестиционной программы ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на период с 2011 по 2015 годы, филиалом которой в Алтайском крае является ОАО "Алтайэнерго".

Неудовлетворительная ситуация сложилась и в сфере теплоснабжения Алтайского края, характеризующейся низким техническим уровнем и изношенностью оборудования ТЭЦ и котельных, качеством теплоснабжения потребителей, отсутствием систем автоматического регулирования, гидравлической разрегулированностью тепловых сетей и неэффективным использованием топлива.

К основным проблемам функционирования генерирующих мощностей Алтайского края следует отнести:

высокую степень морального и физического износа основных фондов электростанций, который достигает 70%. Нормативный срок службы (порядка 30 лет) отработали агрегаты суммарной мощностью 830 МВт (48% установленной мощности всех электростанций энергосистемы). Более 40 лет отработало оборудование общей мощностью 531 МВт (31%);

жесткую зависимость объема выработки электрической энергии от фактических тепловых нагрузок. Масштабные вводы генерирующих мощностей в Алтайском крае происходили в 60-е и 80-е годы прошлого столетия, при их проектировании изначально закладывалась значительная выработка технологического пара для нужд промышленных предприятий края. В связи со спадом промышленного производства эта составляющая тепловых нагрузок оказалась невостребованной. Как следствие, по режимным факторам электростанции имеют "запертые" тепловые мощности. Это приводит, с одной стороны, к снижению технико-экономических показателей энергопредприятий, а с другой - к ограничениям в выработке электроэнергии. Коэффициент использования установленной мощности ТЭЦ края в настоящее время составляет в среднем 25%, тогда как в 80-е годы он достигал 65%.

Одним из факторов тарифной политики, влияющей на инвестиционную привлекательность, являются вопросы, связанные с присоединением к электрическим, газораспределительным сетям, сетям тепло- и водоснабжения. Основная проблема связана с отсутствием типовых правил присоединения (за исключением электроэнергии), что делает процесс менее прозрачным и создает условия для возможной дискриминации инвесторов.

Таким образом, особенности тарифообразования в Алтайском крае связаны с тем, что в регионе существует дефицит собственной генерации энергии. Помимо этого следует учитывать необходимость высоких затрат на строительство новых сетей, значительный физический износ уже существующих, большую территорию края и дефицит инвестиционных средств.

Основными задачами улучшения тарифной составляющей Алтайского края являются следующие:

обеспечение большей гибкости в вопросах регулирования цен и организации деятельности компаний путем вовлечения в данный процесс представителей общественности, научной и экспертной среды;

формирование крупных коммунальных предприятий;

развитие газификации края;

энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, развитие электрических сетей;

развитие генерирующих мощностей (строительство КЭС);

оптимизация систем теплоснабжения с закрытием малых неэффективных котельных;

снижение потерь теплоносителями в тепловых сетях, учет и регулирование потребляемой тепловой энергии;

развитие собственной угледобывающей промышленности.