Наименование видов экономической деятельности | Годы | Изменение структуры занятости населения в 2018 году (по сравнению с 2010 годом) | |
2010 | 2018 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего занято в экономике | 100,0 | 100,0 | - |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 3,9 | 3,8 | -0,1 |
рыболовство, рыбоводство | 3,6 | 3,5 | -0,1 |
добыча полезных ископаемых | 4,6 | 4,8 | +0,2 |
обрабатывающие производства | 8,6 | 8,3 | -0,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3,9 | 3,8 | -0,1 |
строительство | 8,6 | 10,6 | +2,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 17,7 | 16,7 | -1,0 |
гостиницы и рестораны | 2,9 | 2,8 | -0,1 |
транспорт и связь | 11,1 | 11,2 | +0,1 |
финансовая деятельность | 1,2 | 1,3 | +0,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 8,2 | 8,4 | +0,2 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 8,6 | 8,1 | -0,5 |
образование | 7,4 | 7,1 | -0,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 7,0 | 6,8 | -0,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 2,7 | 2,8 | +0,1 |
С учетом усиления конкуренции на рынке, предлагающем квалифицированную рабочую силу, определенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие традиционно более высокую заработную плату.
С целью выработки согласованных решений по осуществлению политики занятости населения в муниципальных образованиях работают координационные комитеты содействия занятости населения, клубы работодателей "Р-клубы", общественные комиссии, созданные при сельских администрациях.
Организована работа консультационных пунктов по предоставлению государственных услуг высвобождаемым работникам, "прямых" и "горячих" телефонных линий по информированию и консультированию граждан о ситуации на рынке труда, по вопросам законодательства о труде и занятости, о порядке высвобождения работников.
Несмотря на низкий уровень регистрируемой в области безработицы, сохраняется значительная межрайонная дифференциация этого показателя.
Самый низкий уровень безработицы (на конец 2010 года) зарегистрирован в таких муниципальных образованиях, как городской округ "Город Южно-Сахалинск" (0,3%), "Корсаковский городской округ" Сахалинской области (0,7%).
На протяжении ряда лет самым высоким уровень безработицы остается в муниципальном образовании "Макаровский городской округ" (на конец 2010 года - 6,9%).
Наиболее емким по числу вакансий остается рынок труда областного центра. Наибольшее число вакантных рабочих мест заявлено строительными организациями, предприятиями, связанными с добычей полезных ископаемых, учреждениями образования.
В условиях сокращения численности постоянного населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий человеческий потенциал, включая безработных граждан.
В число стратегических задач при решении проблемы дефицита рабочей силы должны входить меры по рациональному формированию и использованию трудовых ресурсов, повышению их конкурентоспособности и мобильности.
Для обеспечения дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов, обеспечивающих формирование кадрового потенциала с учетом перспектив развития региона, разработана Концепция развития кадрового потенциала Сахалинской области, утвержденная распоряжением администрации Сахалинской области от 09.06.2009 N 369-ра.
Реализация Концепции позволит создать региональную систему управления кадровым потенциалом, обеспечивающую занятость населения, повышение конкурентоспособности граждан посредством роста квалификационного уровня работников и мотивации их к производительному труду, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Приоритетными направлениями являются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций.
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", долгосрочной целевой программой "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 02.12.2009 N 489-па, государственными программами Сахалинской области в сфере занятости населения.
(в ред. Закона Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО)
С целью недопущения роста напряженности на рынке труда реализовывалась Программа поддержания занятости населения на 2010 год, утвержденная постановлением администрации Сахалинской области от 24.12.2009 N 554-па.
Реализация программ активной политики занятости позволила в 2010 году трудоустроить на постоянные и временные рабочие места более 23 тыс. незанятых и безработных граждан, в том числе организовать общественные работы, стажировку выпускников для приобретения опыта работы, открыть собственное дело, а также обучить новым профессиям, повысить квалификацию безработных граждан, пройти опережающее обучение работникам, находящимся под риском увольнения, сохранить прежние и создать дополнительные рабочие места. Сохранена занятость 1,6 тыс. работников, находящихся под риском увольнения.
Создание механизмов кадрового обеспечения отраслей экономики региона предусмотрено в областных целевых программах: "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 13.10.2008 N 327-па; "Развитие туризма в Сахалинской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 20.01.2009 N 16-па; "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 45-па, государственных программах Сахалинской области.
(в ред. Закона Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО)
Системами программных мероприятий предусмотрено ведение мониторинга потребности в кадрах, формирование заказа на обучение специалистов, создание условий для закрепления молодых специалистов, подготовка резерва руководящих кадров, переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий.
Основные проблемы:
- не допустить роста уровня безработицы;
- повысить конкурентоспособность незанятых и безработных граждан, в том числе работников предприятий, находящихся под риском увольнения, путем оказания государственных услуг;
- совершенствовать деятельность в сфере профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений и трудоустройства безработных граждан с учетом спроса и предложения на рынке труда;
- повысить уровень занятости сельского населения, молодежи;
- обеспечить поддержку развития малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;