В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044) и от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7) (далее - Стратегия), Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2011, 17 июня, N 212-215) развитию малого и среднего предпринимательства выделяется роль одного из основных инструментов по достижению главной цели Стратегии - обеспечения высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения региона, соответствующих уровню наиболее развитых стран.
Развитие малых и средних предприятий имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и в региональные.
Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения вклада в валовой региональный продукт и увеличения уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в бюджеты любых уровней.
Социальный эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения обеспечения занятости и качества жизни жителей Свердловской области, а также с точки зрения формирования среднего класса и его участия в реализации социальных программ.
Программно-целевой подход позволяет переориентировать политику органов государственной власти и органы местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего предпринимательства, развития востребованных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства.
В 2009 году численность малых и средних предприятий Свердловской области составила 156,8 тыс. единиц, включая 118549 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых в 2009 году составило 540,9 тыс. человек.
Оценка количества работающих в малом и среднем бизнесе носит неточный характер, поскольку отсутствуют данные о количестве работающих у индивидуальных предпринимателей.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году составил 31,5 процента в общем обороте организаций Свердловской области.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, являются:
1) трудности в привлечении финансовых ресурсов на развитие бизнеса, особенно на стадии становления бизнеса:
2) недостаточное развитие механизмов финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития;
3) недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства и затрудненный доступ к источникам финансирования;
4) недостаток доступных производственных и офисных площадей;
5) недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) недостаточное изучение результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Зачастую в программах муниципальных образований в Свердловской области не отражены вопросы развития средних форм предпринимательства, не учтены современные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, не предусмотрено решение системных проблем малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день развитие малого бизнеса в Свердловской области не осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2008 N 782-ПП "Об областной государственной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2009-2011 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-8, ст.1195) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 05.08.2009 N 894-ПП ("Областная газета", 2009, 14 августа, N 240), от 19.10.2009 N 1426-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 10-4, ст.1584), фактически не была реализована - действие программы было приостановлено.
Как показывает практика, программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки предпринимательства, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед государством или его административно-территориальными единицами, а также других, в том числе социальных, факторов, полностью себя оправдывает.
Возможные риски в ходе реализации областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) и способы их минимизации приведены в таблице.