ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 30 июня 2011 года N 616/23

     

Об утверждении Программы действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года



В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Московской области Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года.

2. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области Седова К.В.

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

   УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 30 июня 2011 года N 616/23

     
ПРОГРАММА
действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года

     

     

ПАСПОРТ
Программы действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года


Наименование Программы

Программа действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по комплексному развитию инвестиционной деятельности в Московской области на период до 2013 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 (пункт 21) о разработке и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации, поручения Губернатора Московской области от 26.06.2010, от 28.08.2010 о разработке Программы с учетом положений Модельной программы улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации Центрального федерального округа.

Координатор Программы

Министерство экономики Московской области

Разработчики Программы

Министерство экономики Московской области

Министерство внешнеэкономических связей Московской области

Министерство финансов Московской области

Министерство промышленности и науки Московской области

Министерство информационных технологий и связи Московской области

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области

Министерство строительного комплекса Московской области

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области

Министерство экологии и природопользования Московской области

Министерство транспорта Московской области

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Министерство культуры Московской области

Министерство по делам печати и информации Московской области

Топливно-энергетический комитет Московской области

Комитет по труду и занятости населения Московской области

Цели Программы

Развитие инвестиционной деятельности в Московской области.

Повышение инвестиционной привлекательности Московской области, способствующее росту как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику Московской области; увеличение доли высокотехнологичных и наукоемких производств.

Достижение устойчивого социально-экономического развития Московской области.

Задачи Программы

Формирование механизмов административной, инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиций;

снижение административных барьеров;

формирование механизмов спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

формирование благоприятных налоговых условий реализации инвестиций;

формирование механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;

формирование благоприятных условий для внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;

формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Исполнители Программы

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках средств, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующих долгосрочных целевых программ Московской области, ведомственных целевых программ, и за счет внебюджетных источников (средств организаций, российских и иностранных инвестиций).

Планируемые целевые показатели реализации Программы

Увеличение производительности труда (отношение роста валового регионального продукта к росту численности занятого населения) в 2013 году не менее чем на 15 процентов к уровню 2010 года;

увеличение средней заработной платы;

увеличение численности занятых в экономике Московской области;

рост объемов производства товаров (работ, услуг);

увеличение валового регионального продукта, производимого на территории Московской области;

увеличение доходов консолидированного бюджета Московской области.

Результативность реализации Программы оценивается путем регулярного расчета и анализа динамики указанных целевых показателей.

Количественные и качественные показатели эффективности реализации мероприятий Программы, входящие в состав долгосрочных целевых программ Московской области и ведомственных целевых программ, определяются в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ Московской области и ведомственных целевых программ.

Контроль за реализацией Программы

Правительство Московской области, координатор Программы.

     

     

1. Характеристика проблемы


В Московской области сосредоточен мощный экономический, финансовый и социальный потенциал, который сформировался благодаря выгодному экономико-географическому положению вблизи столицы, хорошо развитой транспортной сети, наличию высококвалифицированных трудовых ресурсов и эффективной экономической политике, проводимой Правительством Московской области.

Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Московской области, являются:

выгодное географическое положение (через Московскую область проходят и обслуживаются практически все основные транзитные линии России);

развитая транспортная инфраструктура;

значительный промышленный, сельскохозяйственный и научно- технический потенциал;

наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;

наличие квалифицированных трудовых ресурсов (высокий профессионализм научно-промышленных кадров и уровень образованности населения);

благоприятные природно-климатические условия, наличие рекреационных ресурсов.

По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2009-2010 годов, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", Московская область отнесена к регионам с высоким инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По инвестиционной привлекательности Московская область занимает 3 место после Москвы и Санкт-Петербурга (по итогам предыдущего рейтинга - 2 место после Москвы). Московской области удалось добиться существенного снижения инвестиционных рисков, переместившись с 31-го на 26-е место.

Восстановление положительной динамики экономического роста в Московской области началось со второй половины 2009 года.

По показателям своего развития Московская область входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации.

Общеэкономический оборот в 2010 году вырос на 20,7 процента и достиг почти 6 триллионов рублей.

Валовой региональный продукт по предварительной оценке вырос на 2,8 процента и превысил 2 триллиона рублей.

Индекс промышленного производства составил в 2010 году 111,9 процента, объем отгруженной продукции составил 1,4 триллиона рублей.

За 2010 год сальдо прибылей и убытков выросло на 24,8 процента к уровню 2009 года. Прибыль предприятий выросла на 28,2 процента и составила 248,4 млрд.рублей.

Объем работ и услуг по виду деятельности "строительство" увеличился на 8,9 процента.

На территории Московской области за 2010 год построено 7,9 миллиона квадратных метров жилья. По вводу жилья Московская область занимает первое место в Российской Федерации, что подтверждает инвестиционную привлекательность Московской области в сфере недвижимости.

Оборот оптовой торговли вырос в 2010 году на 32,1 процента и достиг 3,4 триллиона рублей.

Увеличился розничный товарооборот более чем на 7 процентов, объем которого в 2010 году превысил 1 триллион рублей.

Среднемесячная заработная плата за год выросла более чем на 9 процентов и в декабре 2010 года превысила 32 тысячи рублей.

Реальные доходы населения выросли на 4,2 процента.

Уровень зарегистрированной безработицы не превысил 1 процента.

Консолидированный бюджет Московской области в 2010 году исполнен в объеме 334 млрд.рублей (без доходов от предпринимательской деятельности), что на 19,2 млрд.рублей или на 6,1 процента больше, чем в 2009 году. Впервые за 10 лет консолидированный бюджет исполнен с профицитом, который составил 20,6 млрд.рублей.

Объем госдолга сократился на 16,9 млрд.рублей.

По объемам вложенных в экономику инвестиций Московская область занимает в Российской Федерации 5 место и 2 место в Центральном федеральном округе.

Активизации инвестиционной деятельности способствует повышение кредитного рейтинга. В декабре 2010 года Международным рейтинговым агентством Moodys прогноз по рейтингу Московской области был повышен с "негативного" на "стабильный". Повышение рейтинга обусловлено усилиями Правительства Московской области по проведению эффективной налоговой политики, сокращению долговой нагрузки и восстановлению ключевых секторов экономики после кризиса.

Инвестиционная активность является важным фактором инновационного развития и успешной модернизации экономики региона.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2006-2008 годах поступательно росли. Наибольший объем инвестиций в основной капитал поступил в 2008 году и достиг 481,6 млрд.рублей, что к уровню 2005 года составило 164,9 процента. Объем поступивших в 2008 году иностранных инвестиций возрос по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза и составил 6,7 млрд.долларов США. В результате активизации инвестиционной деятельности ускорилось обновление основных средств: коэффициент обновления основных фондов увеличился с 13,7 процента в 2005 году до 16,5 процента в 2008 году.

Однако, начиная с 2009 года, инвестиционная активность в Московской области резко снизилась. Мировой финансовый кризис серьезно отразился на динамике поступлений инвестиций в экономику Московской области. Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 37 процентов и составил 327,0 млрд.рублей. Иностранные инвестиции, поступившие в Московскую область за этот период, снизились на 32,3 процента и составили 4,5 млрд.долларов США. В результате снижения инвестиционной активности замедлилось обновление основных средств: коэффициент обновления основных фондов снизился с 16,5 процента в 2008 году до 12,3 процента в 2009 году.

За 2006-2009 годы в структуре инвестиций в основной капитал Московской области произошел ряд позитивных изменений. Возросло обеспечение инвестиционными ресурсами таких видов экономической деятельности, как транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовая и розничная торговля.

Так, доля инвестиций в основной капитал в транспорт и связь составляла 14,7 процента от общего объема инвестиций в экономику в 2005 году, в 2009 году инвестиции в основной капитал в транспорт и связь достигли 19,7 процента, что является важным для ускорения экономического роста, диверсификации структуры экономики области и развития информационно-коммуникационных технологий и услуг.

Наряду с этим, удельный вес вложений в основной капитал в обрабатывающие производства снижался, с 42,6 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2009 году.

Отличительной особенностью периода с 2006 по 2009 годы стало поддержание опережающих темпов роста инвестиций в основной капитал относительно динамики валового регионального продукта (далее - ВРП). Среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал за этот период составили 6,2 процента и превысили среднегодовые темпы прироста ВРП на 2,6 пункта. В предыдущем периоде с 2001 по 2005 годы среднегодовые темпы прироста инвестиций составляли 10,7 процента и превышали среднегодовые темпы прироста ВРП на 1,1 пункта.

Вместе с тем, доля инвестиций в основной капитал в ВРП за этот период значительно снизилась, с 25,6 процента в 2005 году до 19,8 процента в 2009 году. По данному показателю Московская область отстает от среднероссийского уровня на 0,7 процентных пункта и уступает ряду областей Центрального федерального округа - Белгородской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Смоленской, Тамбовской областям.

Реальный успех модернизации и инноваций требует формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего их выгодность бизнесу. Прямым следствием модернизации является рост производительности труда.

В 2009 году производительность труда в Московской области сократилась на 11 процентов, в целом по России - на 5,2 процента, при этом производительность труда в России отстает от мирового уровня в среднем от 3 до 5 раз. Низкий уровень производительности труда обусловлен использованием малоэффективных и устаревших технологий.

На конец 2009 года степень износа основных фондов в целом по экономике Московской области составила 38,6 процента, в оптовой и розничной торговле - 46,7 процента, в транспорте и связи - 40 процентов, в обрабатывающих производствах - 41,2 процента (из них: в металлургическом производстве - 54,6 процента, в производстве транспортных средств и оборудования - 45,9 процента, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 43,2 процента).

В 2010 году инвестиционная активность в Московской области продолжала снижаться, однако темпы снижения стали замедляться. По итогам 2010 года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по сравнению с соответствующим периодом 2009 года снизились на 13,4 процента и составили 345,3 млрд.рублей. Однако для решения структурных проблем экономики сложившийся уровень вложения инвестиций на развитие экономики и социальной сферы Московской области является недостаточным.

Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Московской области (по данным выборочного обследования Росстата), являлись: недостаток собственных финансовых средств (на это указали 50 процентов руководителей организаций); высокий процент коммерческого кредита (33 процента); неопределенность экономической ситуации в стране (31 процент); инвестиционные риски (16 процентов).

Иностранные инвестиции, поступившие в Московскую область, возросли по сравнению с 2009 годом на 37,1 процента и составили 6,2 млрд.долларов США. По этому показателю Московская область заняла 2-е место среди субъектов Российской Федерации.

Однако докризисный уровень привлечения иностранных инвестиций не был достигнут. По сравнению с 2008 годом иностранные инвестиции снизились на 7,2 процента.

Общая величина прямых инвестиций составила 2,2 млрд. долларов США, или 35,5 процента от общего объема привлеченных иностранных инвестиций. По сравнению с 2009 годом иностранные инвестиции от прямых инвесторов возросли на 2,9 процента и снизились по сравнению с 2008 годом на 1,9 процента.

Основная причина невысокой инвестиционной активности - недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это объясняется наличием следующих проблем:

невысокие международные инвестиционные рейтинги Российской Федерации в целом;

последствия мирового экономического кризиса;

отсутствие федеральных и областных налоговых льгот для инвесторов в промышленных округах, технологических кластерах;

длительность и сложность согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов;

высокие риски проектов по производству инновационной продукции;

отсутствие стимулов для превращения инновационного сектора экономики в привлекательный для иностранных инвесторов;

высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;

отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Московской области;

высокая степень износа производственных фондов.

Правительство Московской области проводит целенаправленную работу по формированию привлекательного инвестиционного климата в Московской области.

В частности, регулярно принимается участие в российских и международных инвестиционных и экономических форумах, выставках и конференциях; на территории Московской области создаются промышленные округа, транспортно-логистические системы; технопарки; прорабатывается возможность создания кластеров на территории Московской области; осуществляется разработка нормативной правовой базы, позволяющей создать благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций.

Действующим законодательством Московской области предусмотрены различные формы государственной поддержки для инвесторов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»