Приложение 3
к СМ № 03.3-1.0001

Форма чек-листа по оценке соответствия


Чек-лист по оценке соответствия органа по сертификации продукции

Наименование аккредитованного лица

Уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц

Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) для индивидуального предпринимателя

Период проведения оценки

№ п/п

Требования схемы аккредитации органов по сертификации продукции

Заключение о соответствии/
соблюдении установленных требований

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг

4. Общие требования

4.1 Правовые и контрактные вопросы

4.1.1

Орган по сертификации должен быть юридическим лицом или его определенной частью, чтобы оно несло правовую ответственность за все действия, касающиеся сертификации.

4.1.2.1

Орган по сертификации должен иметь юридически действительное соглашение о проведении работ по сертификации для заказчиков, которое должно устанавливать их взаимную ответственность.

4.1.2.2

Орган по сертификации должен принять необходимые меры, чтобы договор на проведение работ требовал от заказчика соблюдения по крайней мере следующих условий:

a) постоянного выполнения сертификационных требований (см. 3.7), включая внесение соответствующих изменений, сообщаемых органу по сертификации (см. 7.10);

b) соответствия сертифицированной продукции требованиям к продукции (см. 3.8), если сертификация касается непрерывного производства;

c) принятия необходимых мер для:

1) оценивания (см. 3.3) и надзора (при необходимости), включая предоставление возможности для изучения документации и записей, а также доступа к оборудованию, местам, зонам, персоналу и субподрядчикам заказчика;

2) рассмотрения жалоб;

3) участия наблюдателей при необходимости;

d) выступления с заявлениями, касающимися сертификации, исключительно в ее рамках (см. 3.10);

e) использования сертификации продукции таким образом, чтобы не нанести ущерб репутации органа по сертификации, и отказа от каких-либо заявлений, касающихся сертификации продукции, которые могут рассматриваться как непозволительные и вводящие в заблуждение;

f) приостановки или отмены сертификации, прекращения использования всех средств рекламного характера, ссылающихся на сертификацию, и принятия мер согласно требованиям схемы сертификации (например, возвращения сертификационных документов) и любых других необходимых мер;

g) предоставления заказчиком другим лицам копий документов по сертификации, воспроизведенных во всей полноте или как это оговорено в схеме сертификации;

h) выполнения требований органа по сертификации или осуществления действий, предписанных схемой сертификации при ссылках на сертификацию продукции в средствах массовой информации, таких как документы, брошюры или материалы рекламного характера;

i) выполнения любых требований, устанавливаемых схемой сертификации в отношении использования знаков соответствия или содержащихся в информации по продукции;

j) ведения записей всех жалоб, доведенных до сведения заказчика и касающихся выполнения сертификационных требований, и предоставления их органу по сертификации по его запросу:

1) принятие соответствующих мер в отношении таких жалоб и любых недостатков, обнаруженных в продукции, которые влияют на соответствие сертификационным требованиям;

2) документирование предпринятых действий.

k) незамедлительного информирования органа по сертификации об изменениях, которые могут повлиять на выполнение сертификационных требований.

4.1.3.1

Орган по сертификации должен осуществлять оговоренный схемой сертификации контроль за правом собственности, использованием и демонстрацией лицензий, сертификатов, знаков соответствия и любых других средств подтверждения сертификации продукции.

4.1.3.2

К ошибочным ссылкам на схему сертификации или вводящему в заблуждение использованию лицензий, сертификатов, знаков или любых других средств подтверждения сертификации продукции, обнаруженных в документах или других рекламных материалах, должны приниматься соответствующие меры.

4.2 Управление беспристрастностью

4.2.1

Работы по сертификации должны проводиться беспристрастно.

4.2.2

Орган по сертификации несет ответственность за беспристрастность своей деятельности и не допускает наличия каких-либо компрометирующих его коммерческих, финансовых или иных факторов.

4.2.3

Орган по сертификации должен на постоянной основе идентифицировать касающиеся беспристрастности риски, которые возникают вследствие его деятельности или взаимоотношений, или взаимодействия персонала (см. 4.2.12). Однако такие взаимоотношения не обязательно могут приводить к возникновению риска, связанного с беспристрастностью.

4.2.4

При идентификации риска, связанного с обеспечением беспристрастности, орган по сертификации должен продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует данный риск до приемлемого уровня. Такая информация необходима для реализации механизма, оговоренного в 5.2.

4.2.5

Орган по сертификации должен иметь обязательство высшего руководства по обеспечению беспристрастности.

4.2.6

Орган по сертификации или юридические лица, находящиеся под его организационным контролем (см. 7.6.4), не должны:

a) быть проектировщиком, изготовителем, установщиком, распространителем или пользователем сертифицированной продукции;

b) быть проектировщиком, разработчиком, оператором или пользователем сертифицированного процесса;

c) быть проектировщиком, разработчиком, провайдером или оператором сертифицированной услуги;

d) предлагать или предоставлять консалтинговые услуги (см. 3.2) своим заказчикам;

e) предлагать или предоставлять консалтинговые услуги по системам менеджмента или услуги по проведению внутренних проверок своим заказчикам в случаях, когда схема сертификации требует оценивания их системы менеджмента.

4.2.7

Орган по сертификации должен гарантировать, что деятельность отдельных юридических лиц, с которыми он поддерживает отношения, не ставит под угрозу беспристрастность его деятельности.

4.2.8

Когда отдельное юридическое лицо (см. 4.2.7) предлагает или выпускает сертифицированную продукцию (или подлежащую сертификации) или предоставляет консалтинговые услуги (см. 3.2), руководящие работники органа по сертификации и его персонал, занимающийся анализом и принятием решений, не должны участвовать в деятельности такого юридического лица, а его сотрудники - соответственно в управлении органом по сертификации, проведении анализа или принятии решений.

4.2.9

Деятельность органа по сертификации не может предоставляться или предлагаться в связи с работой организации, оказывающей консалтинговые услуги (см. 3.2). Орган по сертификации не должен констатировать или давать понять, что сертификация будет проще, легче, быстрее или дешевле, если прибегнуть к услугам конкретной консалтинговой организации.

4.2.10

Персонал не должен проводить анализ или принимать решения по сертификации продукции, по которой он предоставляет консалтинговые услуги (см. 3.2), в течение периода, оговоренного органом по сертификации.

4.2.11

Орган по сертификации принимает меры, направленные против любых угроз его беспристрастности, возникающих вследствие действий других лиц, органов или организаций, о которых ему стало известно.

4.2.12

Весь персонал органа по сертификации (как штатный, так и внештатный) или комитеты, которые могут оказывать влияние на эту деятельность, должны действовать беспристрастно.

4.3 Ответственность и финансирование

4.3.1

Орган по сертификации принимает соответствующие меры (например, страхование или создание резервов) для реализации ответственности в связи со своей деятельностью.

4.3.2

Орган по сертификации должен обладать финансовой стабильностью и ресурсами, необходимыми для выполнения своей деятельности.

4.4 Недискриминационные условия

4.4.1

Политика и процедуры, в соответствии с которыми работает орган по сертификации, а также управление ими не должны быть дискриминационными, создавать барьеры или препятствовать доступу заявителей, кроме случаев, оговоренных в настоящем стандарте.

4.4.2

Орган по сертификации обеспечивает доступность своих услуг для всех заявителей, деятельность которых находится в области его компетенции

4.4.3

Доступ к процессу сертификации не должен зависеть от размеров заказчика или его принадлежности к какой-либо ассоциации или группе и не быть обусловлен количеством уже выданных сертификатов. Не должно существовать неправомерных финансовых или иных условий.

4.4.4

Орган по сертификации должен ограничивать свои требования, оценивание, анализ, решения и надзор (если предусмотрен) вопросами, которые непосредственно относятся к этой области.

4.5 Конфиденциальность

4.5.1

Орган по сертификации должен нести ответственность с помощью имеющих юридическую силу обязательств за управление всей информацией, полученной или сформированной при проведении этой деятельности. За исключением информации, согласованной между органом по сертификации и заказчиком (например, с целью реагирования на жалобы), прочая информация рассматривается как являющаяся собственностью органа по сертификации и считается конфиденциальной. Орган по сертификации должен заблаговременно информировать заказчика об информации, которую он намерен сделать достоянием общественности.

4.5.2

Когда согласно закону или договорным обязательствам от органа по сертификации требуется огласить конфиденциальную информацию, заказчика или заинтересованное лицо, если это не запрещено законом, извещают об этом.

4.5.3

Информация о заказчике, полученная, например, от предъявителя претензии, регулирующих органов, должна рассматриваться как конфиденциальная.

4.6 Общедоступная информация

Орган по сертификации должен сохранять (с помощью публикаций, электронных и других средств) и делать доступным по запросу:

a) информацию (или ссылки) о схемах сертификации, включая правила и процедуры оценивания, выдачи, продления, расширения или сужения области применения, приостановления действия, отмены или отказа в выдаче сертификата;

b) описание способов, с помощью которых орган по сертификации получает финансовую поддержку, и общую информацию о плате, взимаемой с заявителей и заказчиков;

c) описание прав и обязанностей заявителей и заказчиков, включая требования и ограничения, связанные с использованием знака органа по сертификации и со способами ссылки на полученный сертификат;

d) информацию о процедурах рассмотрения жалоб и апелляций.

5 Структурные требования

5.1 Организационная структура и высшее руководство

5.1.1

Работы по сертификации должны быть организованы и проводиться таким образом, чтобы обеспечивать беспристрастность.

5.1.2

Орган по сертификации документирует организационную структуру, должностные обязанности, ответственность, полномочия руководства и другого персонала, осуществляющего сертификацию, а также любых подразделений (комитетов). Если орган по сертификации является определенной частью юридического лица, структура должна определять порядок подчиненности и взаимосвязь с его другими частями.

5.1.3

Руководство органа по сертификации назначает совет директоров (управляющий орган) и определяет группу лиц, несущих полную ответственность за каждое из следующих направлений:

a) разработку политики, относящуюся к функционированию органа по сертификации;

b) надзор за внедрением политики и процедур;

c) надзор за финансовыми средствами органа по сертификации;

d) развитие работ по сертификации;

e) выработку сертификационных требований;

f) оценивание (см. 7.4);

g) проведение анализа (см. 7.5);

h) принятие решений по сертификации (см. 7.6);

i) передачу полномочий комитетам или лицам (если потребуется) для осуществления определенной деятельности от его имени;

j) заключение договоров;

k) предоставление необходимых ресурсов для осуществления деятельности по сертификации;

l) реагирование на жалобы и апелляции;

m) разработку требований к компетентности персонала;

n) обеспечение системы менеджмента органа по сертификации (см. раздел 8).

5.1.4

Орган по сертификации должен иметь официальные правила по назначению, сфере компетенции и порядку работы любого комитета, который вовлечен в этот процесс (см. раздел 7). Такие комитеты не должны подвергаться воздействию каких-либо коммерческих, финансовых и других факторов, которые могут повлиять на принятие решений. Орган по сертификации должен быть наделен полномочиями по назначению и отстранению членов таких комитетов.

5.2. Механизм обеспечения беспристрастности

5.2.1

Орган по сертификации должен иметь механизм обеспечения беспристрастности, который будет способствовать получению информации о:

a) политике и принципах деятельности по сертификации;

b) факторах, мешающих последовательному осуществлению деятельности по сертификации;

c) вопросах, влияющих на беспристрастность и доверие к результатам сертификации, включая открытость.

5.2.2

Механизм должен быть официально задокументирован, чтобы обеспечить:

a) сбалансированное представление особо заинтересованных сторон, чтобы ни одна из них не была преобладающей (штатный и внештатный персонал органа по сертификации рассматриваются в качестве одной заинтересованной стороны);

b) доступ ко всей информации, необходимой для выполнения этих функций.

5.2.3

Если высшее руководство органа по сертификации не придерживается данного принципа, механизм вправе принимать самостоятельные действия (например, информирование органов власти, органов по аккредитации, заинтересованных сторон). В процессе их осуществления необходимо соблюдать требования к конфиденциальности, изложенные в 4.5 и относящиеся к заказчику и органу по сертификации.

Не подлежат выполнению входные данные, противоречащие рабочим процедурам органа по сертификации или другим обязательным требованиям. Руководители должны задокументировать обоснование такого решения и сохранить документ для его последующего анализа компетентным персоналом.

5.2.4

Хотя в механизме не может быть представлена каждая заинтересованная сторона, орган по сертификации должен идентифицировать и привлекать особенно заинтересованные стороны.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».