ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 года N 529
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ИЮЛЯ 2012 Г. N 380
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Амурской области от 24.04.2023 N 381.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Амурской области от 10 июня 2015 года N 552-ОЗ "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Амурской области", постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2015 года N 644 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Амурской области" и в целях уточнения механизмов развития экономики области Правительство Амурской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Амурской области от 13 июля 2012 года N 380 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года" (в редакции постановления Правительства Амурской области от 30 марта 2015 года N 127) изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
А.А.КОЗЛОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 8 ноября 2017 года N 529
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ИЮЛЯ 2012 Г. N 380
I. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Законом Амурской области от 10 июня 2015 года N 552-ОЗ "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Амурской области", постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2015 года N 644 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Амурской области" и в целях уточнения механизмов развития экономики области Правительство Амурской области".
II. В пункте 3 постановления слова "В.А.Орлов" заменить словами "С.И.Балова".
III. В Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года:
1. Абзац пятый введения изложить в следующей редакции:
"Стратегия разработана в соответствии с Законом Амурской области от 10 июня 2015 года N 552-ОЗ "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Амурской области", постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2015 года N 644 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Амурской области" и определяет приоритетные направления деятельности органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, профессиональных и общественных объединений, науки и бизнес-сообществ.".
2. Абзац одиннадцатый подпункта 1.3.5 пункта 1.3 части 1 после слова "межмуниципального" дополнить словом "значения".
3. В части 3:
1) в пункте 3.1:
а) в абзаце седьмом слова "1 млн." заменить словами "799,7 тыс.";
б) абзац десятый изложить в следующей редакции:
"рост ВРП со средними ежегодными темпами 13% и увеличением его объема к 2025 году в 3 раза;";
в) в абзаце двенадцатом сумму "410 млрд. рублей" заменить суммой "131,2 млрд. рублей";
2) пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
"3.3. Стратегические принципы социально-экономического развития Амурской области
Достижение стратегических целей и задач основано на следующих основных принципах.
Принцип максимальной ресурсоэффективности за счет рационального использования природных ресурсов, высокого уровня комплексного извлечения и глубокой переработки.
Принцип максимального природосбережения - применение при освоении природных ресурсов только прогрессивных экологичных и природосберегающих безотходных технологий.
Создание системы постоянного мониторинга экологической безопасности, минимизация ущерба окружающей среде от вовлечения в хозяйственный оборот и промышленное освоение природных ресурсов, проведение компенсирующих природоохранных мероприятий.
Несоблюдение этих принципов приведет к необратимым негативным катастрофическим последствиям для окружающей среды и долгосрочных экономических интересов страны.
Принцип интеграции - формирование долговременных, устойчивых интеграционных связей между хозяйствующими субъектами области, соседних регионов, зарубежных стран. Открытость экономики.
Принцип добавленной стоимости - размещение на территории области производств полного цикла, формирование в области вертикально интегрированных структур.
Принцип инновационности - проведение модернизации экономики на инновационной основе. На первом этапе - применение передовых технологий нового поколения и управленческого опыта ведущих российских и международных корпораций, в дальнейшем - создание собственных инновационных разработок. Перспективным для региона является развитие биотехнологий, фармацевтики на природном сырье, учитывая опыт и традиции соседнего Китая. Вторым перспективным направлением являются космические технологии на базе космодрома "Восточный". Третьим перспективным направлением являются нефтегазоуглехимия и производство энергосберегающих строительных материалов.
В области будут реализованы основные инновационные стратегии:
непрерывные и постепенные изменения и улучшения существующей технологии производства, поиск способов эффективного использования сырья и материалов, рациональной организации производства, сбыта и снабжения;
работа на опережение и создание нового продукта (услуги) с принципиально новыми качественными характеристиками на базе новой технологии.
Принцип "точек роста" - определение центра экономической активности, способного самостоятельно развиваться до уровня появления необходимости распространения роста на прилегающие территории и в дальнейшем - в менее развитые территории, включающего зоны опережающего развития, кластеры и особые экономические зоны различного типа с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, административно-управленческих ресурсов и инфраструктурой.
Принцип кластерного развития - выявление возможностей формирования и развития на территории области кластеров, позволяющих создать эффективный механизм привлечения инвестиций, поднять уровень технологической базы, стимулировать экономическое развитие региона.
Принцип приоритетного формирования постоянного населения. Привлечение трудовых ресурсов на новые конкурентоспособные рабочие места и их закрепление в области за счет создания условий жизнедеятельности, отвечающих современным стандартам.
Для привлечения на территорию области значительных трудовых ресурсов необходимо создание благоприятных условий, конкурентоспособных по уровню комфортности с европейской частью страны, для проживания и взаимодействия различных социально-профессиональных и культурно-этнических групп.
Закрепление приезжающих в область специалистов, участвующих в реализации масштабных инвестиционных проектов, возможно при условии реализации их ожиданий в повышении социального и материального уровня жизни, недостижимых в месте постоянного проживания.
Принцип государственно-частного партнерства - взаимодействие государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях. Для ускоренного экономического роста необходимы масштабные объемы инвестиций. Сформировать их возможно только в результате соединения инвестиционных возможностей бизнеса и государства на основе эффективных механизмов государственно-частного партнерства, основной принцип которого - государство осуществляет инвестиции в развитие инфраструктуры, бизнес - в создание производственных мощностей.
При этом положительные эффекты от реализации инвестиционных проектов состоят для государства в расширении налогооблагаемой базы, приросте налогов и создании новых эффективных рабочих мест; для бизнеса - в сокращении сроков окупаемости инвестиционных проектов, получении коммерческой прибыли в размере, необходимом для принятия решений о целесообразности инвестирования.
Наряду с этим необходимым условием ведения бизнеса являются его социальная ответственность и участие в развитии социальной инфраструктуры.".
4. В части 4:
1) абзацы двадцатый, двадцать первый изложить в следующей редакции:
"При условии успешной реализации Стратегии ВРП в 2025 году увеличится к уровню 2010 года в 3 раза, уровень доходов населения возрастет в 3 раза, обеспеченность жильем - в 2 раза, социальными объектами - в 2 раза.
Для достижения намеченных показателей необходимы значительные объемы инвестиций. Основные объемы инвестиций поступят через формирование территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и реализацию крупных инвестиционных проектов, которые станут точками роста для всей экономики региона.";
2) абзац двадцать второй признать утратившим силу;
3) пункт 4.3 после абзаца восьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"созданием и развитием химической промышленности;
формированием ТОСЭР.";
4) в графе "Оптимальный сценарий" таблицы 3 пункта 4.4:
а) строку "Отрасли - точки роста" дополнить словами ", обрабатывающая промышленность";
б) строку "Пространственная организация" изложить в следующей редакции:
"Формирование ТОСЭР";
в) строку "Инвестиционная привлекательность" дополнить словами "и перерабатывающей промышленности".
5. В части 5:
1) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Метод активного позиционирования формирования точек роста в рамках шести приоритетных направлений развития региональной экономики является важным инструментом достижения конкурентных преимуществ области. Такая политика позволяет определить место и значение области в системах российского, межрегионального, международного разделения труда и размещения производительных сил, активно содействовать формированию устойчивой "нишевой" специализации в этих системах, обеспечивать развитие отдельных территорий и отраслей экономики области. В дальнейшем за счет вовлечения в орбиту развития прилегающих территорий и других видов экономической деятельности будет запущен механизм саморазвития области в целом.";
2) абзац второй после слов "факторов производства," дополнить словами "инвестиций в приоритетных направлениях развития региональной экономики,";
3) пункт 5.1 изложить в следующей редакции:
"5.1. Перспективы применения в Амурской области современных механизмов развития
Реализация Стратегии предусматривает построение эффективных взаимоотношений между потенциальными участниками социально-экономических процессов для решения обозначенных проблем путем организации и применения современных механизмов развития.
Согласно документам стратегического планирования Дальнего Востока и Байкальского региона в области будут сформированы три основные зоны опережающего развития: природно-ресурсная зона Байкало-Амурской магистрали с 3 подзонами - Западно-Амурская, Зейская и Селемджинская; Приамурская аграрно-индустриальная зона; Свободненская космическая зона.
В составе зон опережающего развития предусматривается формирование кластеров и особых экономических зон федерального и регионального уровней, основой для построения которых станут "локомотивные" инвестиционные проекты, инфраструктурные инвестиционные проекты.
Западно-Амурская подзона формируется на транспортной железнодорожной связке Бамовская - Тында. Основу ее развития составят промышленное освоение месторождений золота, титаномагнетитовых руд и апатитов, а также лесопереработка. В этой подзоне получат развитие горнодобывающий и лесоперерабатывающий комплексы (г. Тында), производство метанола и транспортно-логистический комплекс (г. Сковородино).
Зейская подзона формируется по транспортной железнодорожной оси Тыгда - Зея - Улак - Эльга (Якутия) со специализацией в сферах лесопереработки, энергетики, добычи полезных ископаемых, включая золотодобычу.
Селемджинская подзона формируется в привязке к проектируемой радиальной железной дороге Шимановск - Чагоян - Гарь - Февральск. Основой развития этой подзоны являются месторождения железа, золота, цветных и редких металлов, угля, нерудных полезных ископаемых, лесосырьевые ресурсы и промышленные площадки в зоне Транссибирской магистрали. В этой подзоне получат развитие лесопереработка и транспортно-логистический комплекс (пгт Февральск); производство строительных материалов, включая цемент (п. Чагоян); машиностроение и металлургический комбинат (г. Шимановск); угольная промышленность (с. Огоджа).
В Свободненской зоне опережающего развития на территории закрытого административно-территориального образования Циолковский (далее - ЗАТО Циолковский) и смежных территориях муниципальных районов будут сформированы строительный комплекс, стройиндустрия, высокотехнологичное и наукоемкое приборостроение и машиностроение, ориентированные на обеспечение потребностей строительства и функционирования космодрома "Восточный", газоперерабатывающий комплекс.
Основу развития Приамурской аграрно-индустриальной зоны составляют аграрный комплекс, ТОСЭР "Белогорск" и ТОСЭР "Приамурская".
Выше обозначенная пространственная организация экономики, осуществляемая с применением комплексных (финансовых и нефинансовых) механизмов развития, позволит первоначально обеспечить опережающие темпы социально-экономического развития отдельных территорий, которые затем за счет концентрации трудовых ресурсов, создания необходимой инфраструктуры и других факторов, обеспечивающих их ускоренное развитие при условии достаточного инвестирования, станут мультипликаторами для ускоренного развития области в целом.
Помимо вышеизложенных механизмов, развитие региона обеспечивается совершенствованием стратегического планирования, применением норм государственно-частного партнерства, созданием вертикально интегрированных структур, взаимодействием с фондом развития Дальнего Востока, фондом развития промышленности, другими институтами развития.
К приоритетным направлениям развития экономики области относятся формирование горно-металлургического, нефтегазоперерабатывающего, энергетического, агропромышленного, туристско-рекреационного комплексов и создание космической отрасли.
Формирование горно-металлургического комплекса обеспечивается развитием добычи и переработки железной руды, угля, золота, никеля с образованием горно-металлургического кластера.
Введен в строй Олекминский горно-обогатительный комбинат. В долгосрочных планах намечено строительство Гаринского горно-металлургического комбината мощностью 7,2 млн. тонн железорудного концентрата.
Строительство энергетической инфраструктуры ВЛ 220 кВ Февральск - Рудная мощностью 220 кВ позволит приступить к освоению новых золоторудных месторождений Селемджинского района. Завершение строительства на Покровском руднике автоклавно-гидрометаллургического комплекса обеспечит переработку упорных руд месторождений "Пионер", "Маломыр" и "Албын".
Планируется разработка кобальт-медно-никелевого месторождения "Кун-Манье", расположенного в северо-восточной части Зейского района.
Развитие нефтегазоперерабатывающего комплекса обеспечивается строительством магистрального газопровода "Сила Сибири", делающим возможным реализацию инвестиционного проекта по строительству Амурского газоперерабатывающего завода (далее - Амурский ГПЗ) в районе г. Свободный. На Амурском ГПЗ планируется осуществлять глубокую переработку 49 млрд. куб. метров природного газа в год и производить продукцию с высокой долей добавленной стоимости.