(с изменениями на 7 июля 2021 года)
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 27.02.2019 N 81, от 07.07.2021 N 449)
В целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 298, Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор
Амурской области
А.А.КОЗЛОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2018 - 2028 ГОДОВ
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 27.02.2019 N 81, от 07.07.2021 N 449)
Наименование региональной программы | Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов (далее - Региональная программа) |
Координатор Региональной программы | Министерство природных ресурсов Амурской области |
Участники Региональной программы | Министерство природных ресурсов Амурской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
Исполнители Региональной программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Амурской области (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО); операторы по обращению с ТКО на территории Амурской области |
Цели Региональной программы | Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе с ТКО, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности |
Задачи Региональной программы | 1. Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами. 2. Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленными отходами производства и потребления. 3. Восстановление нарушенных естественных экологических систем накопленными отходами производства и потребления |
Целевые показатели Региональной программы | Количество образующихся ТКО (календарный год, кг (т)); количество образования ТКО на душу населения (календарный год, кг (т)); количество ТКО, направляемых на захоронение и сжигание (термическое уничтожение) (календарный год, кг (т)); доля ТКО, используемых для производства тепловой и электрической энергии, к общему объему отходов (календарный год, процентов); доля утилизированных (использованных) и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся ТКО (календарный год, процентов); объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта; общая площадь земель, занятых несанкционированными местами размещения отходов; доля захороненных ТКО в общем объеме образования отходов |
Сроки реализации Региональной программы | 2018 - 2028 годы |
Финансовое обеспечение Региональной программы | Объем средств на реализацию Региональной программы составляет 7416,21 млн. руб., в том числе: 2018 год - 198,592 млн. руб.; 2019 год - 361,082 млн. руб.; 2020 год - 545,174 млн. руб.; 2021 год - 579,432 млн. руб.; 2022 год - 509,352 млн. руб.; 2023 год - 1170,842 млн. руб.; 2024 год - 1318,101 млн. руб.; 2025 год - 1173,287 млн. руб.; 2026 год - 1117,217 млн. руб.; 2027 год - 232,451 млн. руб.; 2028 год - 210,686 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы | Реализация Региональной программы позволит: 1) снизить объем образующихся ТКО до 373,2 тыс. тонн/год; 2) не превышать объем образования ТКО на душу населения - не более 0,67 тонн/год; 3) снизить объем ТКО, направляемых на захоронение и сжигание (термическое уничтожение), до 204 тыс. тонн/год; 4) увеличить долю ТКО, используемых для производства тепловой и электрической энергии, к общему объему отходов до 11,97% в год; 5) увеличить долю утилизированных (использованных) и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов всех классов опасности до 60%; 6) увеличить долю ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов до 100%; 7) увеличить долю рекультивируемых земель от общей площади земель, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, до 39,3%; 8) снизить объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта до 5,5%. Планируется достичь следующих результатов в количественном выражении: 1) осуществить строительство полигонов размещения и захоронения отходов производства и потребления в количестве 9 шт.; 2) осуществить обустройство мест временного накопления отходов производства и потребления в количестве 72 шт.; 3) приобрести автономные мобильные комплексы для термического уничтожения отходов производства и потребления в количестве 1 шт.; 4) ввести в эксплуатацию мусороперерабатывающие комплексы и мусоросортировочные линии в количестве 7 шт.; 5) выполнить мероприятия по рекультивации загрязненных отходами производства и потребления земельных участков на территории 307,5 га |
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 07.07.2021 N 449) |
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 07.07.2021 N 449)
Единую государственную политику в области экологии определяет Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р.
Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Одной из основных задач в области экологии является снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.
Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности системы сбора, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий и несанкционированных свалках. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, искажается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека.
Приоритетное направление государственной политики на сегодняшний день - это кардинальное изменение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами. Одним из первоочередных мероприятий является разработка территориальной схемы и региональной программы в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В настоящее время в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе ТКО, образующихся на территории Амурской области, разработана и утверждена приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 15 января 2021 г. N 05-ОД территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019 - 2030 годов (далее - Территориальная схема).
Источники образования ТКО на территории Амурской области разделены на две группы: жилой фонд и прочие (объекты здравоохранения, производственного, торгового назначения, административные, социально значимые объекты и др.).
Согласно данным федерального статистического наблюдения за 2019 год, представляемым по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", в Амурской области образуется до 500 видов отходов общим объемом более 374,73 тыс. тонн/год.
В Территориальной схеме, учитывая особенности Амурской области, муниципальные образования Амурской области разделены на 5 кластеров по зонам деятельности региональных операторов.
Зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО | Муниципальное образование | Объем образующихся отходов (по данным формы 2-ТП (отходы) за 2019 год), тысяч тонн |
Кластер 1 | Город Тында, город Сковородино, город Зея, Тындинский район, Магдагачинский район, Зейский район, Сковородинский район | 122,23 |
Кластер 2 | Город Белогорск, Белогорский район, Ромненский район, Серышевский район, Октябрьский район | 72,54 |
Кластер 3 | Город Райчихинск, рабочий поселок (пгт) Прогресс, Завитинский район, Бурейский район, Архаринский район, Михайловский район, Константиновский район | 39,88 |
Кластер 4 | Город Благовещенск, Благовещенский район, Тамбовский район, Ивановский район | 90,89 |
Кластер 5 | Город Свободный, ЗАТО Циолковский, город Шимановск, Свободненский район, Шимановский район, Мазановский район, Селемджинский район | 49,19 |
ИТОГО | 374,73 |
При разработке Территориальной схемы органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области проведен осмотр территории с целью выявления мест несанкционированного размещения отходов. На территории Амурской области насчитывается 712 несанкционированных свалок, то есть практически в каждом, даже в самом малонаселенном пункте, существуют несанкционированные свалки.
Региональной программой и Территориальной схемой предлагается реализация следующих мероприятий в разрезе кластеров и муниципальных районов (округов) Амурской области:
Первый кластер.
1. Город Зея.
В городе Зея планируется строительство полигона захоронения отходов с размещением мусоросортировочного комплекса, оснащенного оборудованием для термического обезвреживания отходов. Общий объем отходов, планируемых для поступления на данный комплекс, составляет более 14 тыс. тонн в год.
Размещение существующего места накопления отходов на территории города Зея на земельном участке с кадастровым номером 28:03:030004:23 предусмотрено в срок до 1 января 2023 года в связи с нахождением его в границах приаэродромной территории аэропорта города Зея. После 1 января 2023 года запланированы мероприятия по рекультивации существующего места размещения отходов.
2. Город Тында.
Запланировано приобретение инсинератора.
3. Город Сковородино, Сковородинский район.
В соответствии с Территориальной схемой планируется оборудовать 7 мест накопления отходов в с. Албазино, с. Джалинда, с. Талдан, п. Невер, с. Тахтамыгда, рабочем поселке (пгт) Уруша, рабочем поселке (пгт) Ерофей Павлович.
Учитывая большие расстояния между населенными пунктами, предполагается на территории рабочего поселка (пгт) Ерофей Павлович установить инсинератор максимальной производительностью 150 кг/ч, вид отходов - иловые осадки сточных вод, сельскохозяйственные ядохимикаты, высокотоксичные отходы, промышленные отходы, ТКО. В с. Джалинда установить инсинератор максимальной производительностью 100 кг/ч, вид отходов - медицинские, промышленные, жидкие нефтешламы, ТКО.
Установка инсинераторов повлечет за собой установку сортировочной линии.
4. Зейский район.
На территории Зейского района планируется обустроить 15 мусороперегрузочных станций, в том числе в п. Береговом, п. Верхнезейск, п. Дугда, с. Николаевка, п. Огорон, с. Овсянка, с. Октябрьский, п. Снежногорск, с. Умлекан, п. Тунгала, п. Поляковский, п. Юбилейный, п. Горный, п. Хвойный, с. Бомнак.
Для населенных пунктов с. Бомнак, п. Хвойный, п. Горный, п. Верхнезейск, п. Береговой, п. Огорон, п. Дугда, с. Октябрьский, с. Снежногорск, п. Тунгала планируется приобретение мини-сортировочных комплексов.
В зону деятельности регионального оператора не входят следующие поселения: с. Октябрьский, п. Горный, п. Хвойный, с. Бомнак (отсутствует круглогодичное транспортное сообщение); с. Золотая Гора (расстояние до полигона г. Зеи более 88 км); п. Ясный, п. Кировский (отсутствует население); с. Алексеевка (проживает 3 человека).
5. Магдагачинский район.
В Магдагачинском районе планируется строительство 1 полигона в пгт Магдагачи и обустройство 4 мусороперегрузочных станций: с. Тыгда, пгт Ушумун, с. Черняево, п. Сиваки.
6. Тындинский муниципальный округ.
На территории Тындинского муниципального округа планируется обустройство 14 мусороперегрузочных станций: п. Аносовский, п. Дипкун, п. Ларба, п. Лопча, п. Маревый, п. Муртыгит, с. Усть-Уркима, п. Олёкма, п. Тутаул, с. Усть-Нюкжа, п. Хорогочи, п. Чильчи, п. Юктали, с. Соловьевск.
Второй кластер.
1. Город Белогорск.
Отходы, образующиеся на территории города Белогорск, поступают на полигон твердых бытовых отходов в с. Белоцерковка, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).