ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 года N 485-пп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.10.2013 N 575-ПП
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании постановления правительства ЕАО от 16.11.2020 N 433-пп.
____________________________________________________________________
Правительство Еврейской автономной области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.10.2013 N 575-пп "О государственной программе Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
Приложение
к постановлению правительства
Еврейской автономной области
от 04.12.2017 N 485-пп
ПАСПОРТ государственной программы Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014 - 2020 годы
Наименование государственной программы | Государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014 - 2020 годы |
Основания разработки государственной программы | Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ); постановление правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области |
Соисполнители государственной программы | Комитет образования Еврейской автономной области. Комитет по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области. Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области. Управление культуры правительства Еврейской автономной области. Управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области. Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области. Управление трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области |
Цель государственной программы | Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Еврейской автономной области (далее - область) |
Задачи государственной программы | 1) совершенствование нормативной правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в области; 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области; 5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы (в соответствии с показателями государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297) | 1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в области; 2) доля приоритетных объектов, нанесенных на карты доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов в области; 3) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов в области; 4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в области; 5) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости в области; 6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в области; 7) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в области; 8) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в области; 9) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в области; 10) доля приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования в области; 11) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в области; 12) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан; 13) доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности граждан с инвалидностью в области; 14) доля парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава; 15) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в области; 16) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в области; 17) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере, в области; 18) доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами, в общей численности граждан с инвалидностью в области; 19) доля инвалидов, прошедших обучение в автошколах, в общей численности граждан, способных к обучению в автошколах области; 20) доля граждан с инвалидностью, овладевших навыками пользования персональным компьютером и сетью Интернет, в общей численности граждан, способных к обучению, в области; 21) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; 22) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста; 23) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста; 24) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста; 25) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 26) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 27) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы; I этап - 2014 год; II этап - 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники обеспечения государственной программы | Общий объем затрат на реализацию программы составляет 30508,2 тыс. рублей, из них: - в 2014 году - 2576,9 тыс. рублей; - в 2015 году - 2930,1 тыс. рублей; - в 2016 году - 6902,5 тыс. рублей; - в 2017 году - 9883,3 тыс. рублей; - в 2018 году - 4926,6 тыс. рублей; - в 2019 году - 1644,4 тыс. рублей; - в 2020 году - 1644,4 тыс. рублей, в том числе 17154,5 тыс. рублей из средств федерального бюджета (прогноз), из них: - в 2014 году - 550,0 тыс. рублей; - в 2015 году - 770,0 тыс. рублей; - в 2016 году - 4556,5 тыс. рублей, из них: субсидия Минтруда России - 4556,5 тыс. рублей; - в 2017 году - 8037,8 тыс. рублей, из них: субсидия Минтруда России - 8037,8 тыс. рублей; - в 2018 году - 3240,2 тыс. рублей, из них: субсидия Минтруда России - 3240,2 тыс. рублей. В том числе 13353,7 тыс. рублей из средств бюджета области, из них: - в 2014 году - 2026,9 тыс. рублей; - в 2015 году - 2160,1 тыс. рублей; - в 2016 году - 2346,0 тыс. рублей; - в 2017 году - 1845,5 тыс. рублей; - в 2018 году - 1686,4 тыс. рублей; - в 2019 году - 1644,4 тыс. рублей; - в 2020 году - 1644,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в области; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодно; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (до 58 процентов от общего числа данных объектов); 5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного, автотранспорта, формирование условий доступности для инвалидов и других МГН; 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в области (привлечение в участии в мероприятиях до 15 процентов от общей численности инвалидов); 7) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации не менее 30 специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 8) повышение индивидуальной мобильности инвалидов (до 5 процентов от общей численности инвалидов); 9) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов (предоставление 1000 информационных и интернет-услуг инвалидам в год); 10) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Настоящая государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
- постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года".
Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН и повышение качества их жизни являются одними из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и интересы десятков тысяч человек, проживающих на территории области. Необходимость решения существующих в данной сфере проблем вытекает из ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и требований законодательства Российской Федерации.
Проведенный комитетом социальной защиты населения правительства области по данным отделения Пенсионного фонда России по Еврейской автономной области и Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы в ЕАО" анализ статистических данных показывает, что с 2011 года динамика численности инвалидов постоянно меняется. По состоянию на 1 января 2011 года - 16355 человек, или 9,3 процента от общей численности населения области, а по состоянию на 1 января 2012 года - 15943 человека, или 9,2 процента от общей численности населения области, на 1 января 2013 года - 16601 человек, что составляет 9,6 процента от общей численности населения области, на 1 января 2014 года - 16208 человек, что составляет 9,4 процента от общей численности населения в области, на 1 января 2015 года - 16037 человек, что составляет 9,5 процента от общей численности населения области, по состоянию на 1 января 2016 года - 13855 человек, что составляет 9,0 процента от общей численности населения в области, по состоянию на 1 января 2017 года - 13419 человек, что составляет 8,2 процента от общей численности населения в области.
Удельный вес инвалидов (по группам инвалидности), проживающих на территории области, составляет:
- инвалиды 1 группы - 12,3 процента;
- инвалиды 2 группы - 46,2 процента;
- инвалиды 3 группы - 41,5 процента;
- дети-инвалиды - 5,3 процента.
Отсутствие должного внимания к созданию доступной среды является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:
- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;
- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.
На территории области проблемы социальной адаптации инвалидов, повышения качества их жизни и вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки решаются в рамках государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.10.2015 N 464-пп.
Реализация вышеуказанной программы позволила обеспечить доступность интеграции инвалидов в общество, укрепить материально-техническую базу областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания для инвалидов, общественных организаций, организовать транспортное обслуживание инвалидов, создать условия для социальной реабилитации инвалидов методами привлечения их к культуре, искусству, спорту, обеспечить информационное сопровождение социальной реабилитации инвалидов, а также развить уровень социального партнерства органов исполнительной власти области с общественными организациями инвалидов в области.
Так, в 2012 году с участием общественных организаций инвалидов области определены 10 наиболее приоритетных объектов, где проведены работы по ремонту входных групп и оборудованию пандусами 4 объектов здравоохранения, одного аптечного учреждения, 2 учреждений социального обслуживания, зданий областного общества инвалидов и областного автовокзала, что позволило повысить доступность учреждений здравоохранения на 20 процентов, учреждений социального обслуживания - на 15 процентов, зданий областных организаций инвалидов - на 20 процентов и объектов транспортной инфраструктуры - на 30 процентов.
Для повышения мобильности граждан с инвалидностью и обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры с 2010 года на территории города Биробиджана, Биробиджанского района, а с 2012 года - Октябрьского района предоставляются услуги службы "Социальное такси". За период 2015 года гражданам с инвалидностью предоставлено более 2500 услуг.
Начиная с 2010 года в областных государственных учреждениях социального обслуживания для предоставления гражданам транспортных и социальных услуг обновляется парк автотранспортных средств.
За истекший период приобретено 5 единиц автомобильного транспорта, из них 3 оснащены специальным подъемным устройством для перевозки граждан, передвигающихся на креслах-колясках.
В 2011 году впервые в области на базе Центров социального обслуживания созданы и ежегодно обновляются пункты проката современных предметов ухода и технических средств реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В 2012 году в областном обществе инвалидов по слуху создан пункт проката технологического швейного и электротехнического оборудования.
На территории области более трех лет реализуется социальный проект "Мир без барьеров", в рамках которого обеспечивается доступ инвалидов ко всему массиву информационных ресурсов. В рамках данного проекта во всех муниципальных районах области в общественных организациях инвалидов установлены персональные компьютеры с безлимитным доступом к сети Интернет и специальной программой JawsforWindows для слабовидящих граждан.
Еженедельно в средствах массовой информации проводится информирование граждан с ограниченными возможностями здоровья по вопросам предоставления мер социальной поддержки и социальной реабилитации.
В течение 10 лет в области проводятся областные физкультурно-оздоровительные фестивали спорта для инвалидов и детей-инвалидов. За указанный период более 5,0 процента от общей численности граждан с ограниченными возможностями приняли участие в различных соревнованиях, отдохнули в загородных лагерях.
Проблемы детей-инвалидов и детей с ограничениями в развитии в настоящее время в области решаются в рамках реализации подпрограммы "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе" государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.10.2015 N 464-пп, которая включает в себя перечень мероприятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации, сопровождению и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Правительством области принимаются меры, направленные на поддержку адаптивной физической культуры и спорта для детей-инвалидов.
С 2012 года и по настоящее время проводятся еженедельные занятия для детей-инвалидов по плаванию.
Продолжается планомерная работа по повышению уровня оснащения спортивным оборудованием и расширению сети групп адаптивной физической культуры для детей-инвалидов. В 2015 - 2016 годах приобрели спортивное оборудование для 4 групп адаптивно-физической культуры, созданных на базе образовательных учреждений и подростковых клубов.
С целью создания условий для получения качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовании "Город Биробиджан" создан Центр образования "Ступени" (далее - Центр). Его программы направлены на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушения их развития и социальной адаптации.
Деятельность Центра включает в себя организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся Центра, построение индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов и организацию их персонального сопровождения.
В настоящее время в Центре обучаются 10 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья от общего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, способных к обучению.
Учебные места детей-инвалидов по месту их проживания оснащены специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением и подключены к сети Интернет. В Центре имеется широкий перечень специальных технических средств. Материально-техническая база учреждения регулярно обновляется и совершенствуется.
Финансовое обеспечение деятельности Центра осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках утвержденного государственного задания.
В соответствии с законом области от 30.10.2013 N 376-ОЗ "О размере компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на обучение по основным общеобразовательным программам на дому и признании утратившими силу отдельных законов Еврейской автономной области" и постановлением правительства области от 29.07.2014 N 369-пп "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях" для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, с согласия родителей (законных представителей) образовательный процесс с использованием дистанционных технологий организован на дому.
Для преодоления ограничения жизнедеятельности инвалидов и создания равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества более 2 процентов инвалидов и родителей детей-инвалидов обучены рабочим профессиям, востребованным на рынке труда области.
В рамках содействия трудоустройству инвалидов в районах области организованы и проведены 4 специализированные ярмарки вакансий.
В 2011 году при финансовой поддержке правительства области создано экскурсионно-туристическое бюро по организации инвалидного туризма с привлечением в работу людей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2012 году реализована областная целевая программа "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в Еврейской автономной области" на 2012 год, утвержденная постановлением правительства области от 21.02.2012 N 51-пп. В рамках реализации мероприятий программы организовано 50 рабочих мест, на которые трудоустроены незанятые инвалиды и родители, воспитывающие детей-инвалидов.
В целях организации системы информирования граждан ежеквартально в районы области направляется информация о вакантных рабочих местах для трудоустройства незанятых инвалидов.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Успешное проведение мер профессиональной реабилитации позволяет повысить уровень жизни инвалидов, облегчает интеграцию инвалидов в общество.
Трудности трудоустройства инвалидов связаны с необходимостью создания для них условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалида, то есть должны быть специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В настоящее время проблемы трудоустройства инвалидов решаются в рамках реализации подпрограммы "Содействие занятости населения Еврейской автономной области" государственной программы Еврейской автономной области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства области от 30.09.2013 N 494-пп.
Несмотря на предпринимаемые меры в рамках реализации программ, остается нерешенной важнейшая социальная задача: создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения, информации и связи и приведение среды жизнедеятельности в соответствие с основными положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.
Основными проблемами в области социальной защиты инвалидов на территории региона остаются:
1. Недоступность объектов высокой социальной значимости.
Проведенный по собственной методике в 2012 году комитетом социальной защиты населения правительства области совместно с представителями регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов в ЕАО" мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры, территорий высокой социальной активности, расположенных на территории области, в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (по итогам встречи с представителями общественных организаций и обществ инвалидов Российской Федерации) показал, что администрациями муниципальных районов разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к объектам социальной инфраструктуры и территориям высокой социальной активности. Однако в настоящее время проблемным остается вопрос обеспечения доступности в административные здания и служебные помещения для МГН.
Из 100 обследованных объектов социальной инфраструктуры только 9 процентов имеют пандусы снаружи помещения, 5 процентов - пандусы внутри помещений, 2 процента оборудованы лифтом. В тех учреждениях, которые оборудованы для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, доступны только первые этажи. Ни одно учреждение не оборудовано световым и звуковым оборудованием для доступности объектов для инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, а также нет доступа в санитарно-гигиенические заведения.