АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2016 года N 1453
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2016 N 1452 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА 2017-2021 ГОДЫ"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", на основании Устава городского округа Химки Московской области администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) постановляет:
1. Внести изменения в постановление Администрации от 30.12.2016 N 1452 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2017-2021 годы", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2017-2021 годы" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации Водопьянова В.В.
Глава городского округа
Д.В. Волошин
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Химки
Московской области
от 30 декабря 2016 года N 1453
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2017-2021 ГОДЫ
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Для реализации стратегических целей России на период до 2020 года необходим экономический рост определенного качества, не менее 5% в год. Для достижения данной цели большая ставка делается на использование одного из главных факторов конкурентоспособности России - качества человеческого капитала. Одной из главных задач государства на этом пути является создание комфортных, благоприятных условий для жизни граждан путем сбалансированного и эффективного развития территорий, роста обеспеченности населения квадратными метрами жилья путем наращивания объемов строительства жилья экономкласса, развития инфраструктуры и повышения качества жилищно-коммунальных услуг. С целью реализации вышеперечисленных задач, руководствуясь Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", в рамках реализации государственной программы Московской области "Жилище" администрация городского округа Химки Московской области (далее соответственно - городской округ Химки, Администрация городского округа Химки) разработала настоящую муниципальную программу.
Городской округ Химки - один из наиболее динамично развивающихся районов Московской области. По многим показателям социально-экономического развития городской округ Химки находится в числе лидеров.
Располагаясь к северо-западу от Москвы на территории 10981 га с населением более 239 тысяч человек, городской округ имеет благоприятное географическое положение и включает в себя микрорайоны Новых и Старых Химок, микрорайоны Сходня, Фирсановка, Подрезково, Клязьма-Старбеево и несколько бывших деревень, ставших сегодня равноценными микрорайонами округа.
В последние 5-6 лет в городском округе развернуто активное жилищное строительство, благодаря чему Химки являются одним из лидеров жилищного строительства в Подмосковье. Строительство жилья ведется как в историческом центре города Химки, так и на свободных территориях в отдаленных районах городского округа, где, как правило, реализуются жилые проекты комплексной застройки.
Непосредственная близость городского округа Химки к Москве, хорошая транспортная доступность - наличие нескольких вариантов проезда в столицу - делают округ одной из наиболее привлекательных территорий в сфере строительства жилья. Строительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, планируемая реконструкция Ленинградского шоссе являются дополнительными факторами, которые будут способствовать дальнейшему развитию данного региона, в том числе и в отношении жилищного строительства.
Успехи в реальном секторе экономики во многом обусловлены повышением инвестиционной активности организаций. Сегодня городской округ Химки по инвестиционной активности и объему вложений в экономику средств находится среди лидеров муниципальных образований Подмосковья. Приток иностранного капитала в определенной степени является критерием оценки эффективности экономической политики, проводимой Администрацией городского округа Химки.
Основной вклад в поддержание инвестиционной активности обеспечивается за счет концентрации капиталовложений в обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, транспортный комплекс, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, а также торговлю.
В наибольшей степени рост инвестиций наблюдается за счет увеличения объема работ и услуг, выполненных организациями собственными силами по виду деятельности "строительство", которое обусловлено увеличением инвестиционного спроса и доступностью кредитных ресурсов.
В последние годы строительная отрасль в городском округе Химки в значительной мере развивалась за счет привлечения средств банков и других кредитных организаций, являясь для них территорией, привлекательной для инвестиций.
В связи с существенным увеличением объемов кредитных средств, привлекаемых на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения и социальной сферы, в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал рост доли собственных средств организаций составил более 10 процентов.
В экономику городского округа Химки вкладывают средства не только отечественные бизнесмены, но и иностранные. Приток иностранного капитала - это высокооплачиваемые рабочие места, новый тип производственных отношений, конкурентоспособная продукция. Среди зарубежных инвесторов - такие известные фирмы, как компания Bosch и другие. Для привлечения инвестиционного капитала необходимы разработки инвестиционных проектов и предложений, имеющих общее областное значение, проведение презентационной работы по представлению инвестиционного потенциала городского округа Химки заинтересованным инвесторам, разработка отраслевых стратегий инвестиционного развития с целью проведения комплексного анализа различных секторов экономики городского округа Химки и формирования механизма привлечения инвестиционного капитала.
Высокая инвестиционная привлекательность городского округа позволяет решать, несмотря на кризисы, многие вопросы за счет частных инвесторов, не привлекая бюджетные средства, в том числе строительства и реконструкции объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.
Вышеперечисленные факторы и сохраняющийся высокий спрос на квартиры в городском округе Химки оказывают существенное влияние на выбор застройщиков в пользу строительства жилья комфорт и бизнес класса.
Одной из главных целей написания и последующей реализации муниципальной программы городского округа Химки "Жилище" (далее - муниципальная программа) является достижение планируемых результатов в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", включающих в себя:
1. Создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.
2. Увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов.
3. Снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
В связи с отсутствием в городском округе Химки свободных земель под строительство жилья на сегодняшний день невозможно существенно увеличить объем строительства жилья экономкласса путем предоставления земельных участков под эти цели.
Исходя из чего данная программа предусматривает следующие пути достижения поставленных целей:
1. Корректировка инвест-контрактов, соглашений и заключение новых инвест-контрактов с застройщиками в пользу увеличения передачи доли Администрации не денежными средствами, а квартирами экономкласса с отделкой в построенных жилых домах.
2. Увеличение строительства жилья экономкласса с отделкой в городском округе Химки в целом и особенно в микрорайоне Сходня в рамках реализуемого сейчас строительства и в рамках перспективного строительства в будущем, учитывая разрабатываемые проекты планировок.
3. Увеличение строительства жилья экономкласса с отделкой в рамках реализуемых и будущих договоров ДРЗТ (договоров о развитии застроенных территорий).
Это позволит:
- снизить среднюю стоимость одного квадратного метра жилья в относительных единицах по сравнению с 2012 годом;
- повысить уровень обеспеченности населения жильем с 35,18 кв. м в 2017 году до 36,96 кв. м в 2021 году.
В последнее время было налажено четкое и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Это дало положительный результат в решении поставленных задач социально-экономического развития и позволяет сконцентрировать усилия на решении накопившихся проблем.
В рамках Законов Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" необходимо создать эффективную систему информационного и структурного взаимодействия между органами местного самоуправления городского округа Химки и Правительством Московской области, уполномоченными им центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, ведущую к снижению рисков и барьеров для ведения строительного бизнеса в городском округе Химки и улучшению делового климата. Одним из способов достижения данной цели должно послужить внедрение автоматизированных информационных систем электронного документооборота, в том числе в области градостроительной деятельности. Результатом всей указанной деятельности станет дальнейший рост объема инвестиций в строительный сектор городского округа Химки и повышение уровня сбалансированности областной экономики.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, оценка преимуществ и рисков, возможные варианты решения
Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищном строительстве, сфере создания комфортных условий проживания для жителей городского округа Химки определяют новую стратегию развития жилищной сферы городского округа Химки, основанную на следующих приоритетах:
- комплексное развитие застроенных и застраиваемых территорий и их обеспечение застройкой социальной, дорожной и инженерной инфраструктурами на основе документов территориального планирования, реформирование и улучшение качества жилищно-коммунального хозяйства;
- поддержка отдельных категорий граждан городского округа Химки, определенных законодательством, в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств;
- развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения жилищной проблемы в городском округе Химки.
По каждому приоритетному направлению предусмотрена реализация конкретных мероприятий в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы "Жилище", при проведении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия.
При этом к рискам реализации муниципальной программы, которыми может управлять Администрация городского округа Химки, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) риск, связанный с недостаточно быстрым формированием структуры и механизмов, предусмотренных структурными преобразованиями, происходящими в Московской области в настоящий момент, может привести к неполному достижению планируемых результатов муниципальной программы, особенно на ее начальной стадии. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых механизмов в рамках муниципальной программы не только в большинстве случаев требует нормативного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
2) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных:
1) риск исполнителя муниципальной программы, который связан с возникновением проблем в реализации муниципальной программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации мероприятий муниципальной программы, отсутствием должной координации и взаимодействия между ними в связи с переходным периодом, связанным с передачей полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и исполнительными органами государственной власти Московской области, формирование которых осуществляется в данный момент;
2) организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации муниципальной программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий муниципальной программы. Большое число участников реализации муниципальной программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий муниципальной программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой степени координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации муниципальной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий;
3) риск финансового обеспечения, который связан с финансированием муниципальной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджета в части обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные муниципальной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации муниципальной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации муниципальной программы угрожают следующие риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации программы:
1) риск ухудшения состояния экономики в целом, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, снижению инвестиций за счет привлечения средств банков и других кредитных организаций, в том числе зарубежных. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации муниципальной программы может быть качественно оценен как высокий;
2) риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному ухудшению состояния жилищного фонда, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для муниципальной программы можно оценить как умеренный.
В целях минимизации указанных рисков необходимо создать эффективную систему управления муниципальной программой и привлечь к работе наиболее квалифицированных специалистов, работающих в Администрации городского округа Химки.
Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Комплексный характер целей и задач муниципальной программы обуславливает целесообразность использования программно-целевого метода управления для скоординированного достижения взаимоувязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по муниципальной программе, так и по ее отдельным блокам.
В состав муниципальной программы включены следующие подпрограммы:
1. Подпрограмма "Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства и развитие застроенных территорий" (далее - Подпрограмма).
2. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Подпрограмма).
3. Подпрограмма "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (далее - Подпрограмма).
4. Подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Подпрограмма).
5. Подпрограмма "Социальная ипотека" (далее - Подпрограмма).
Описание целей и задач муниципальной программы и Подпрограмм
Цели, задачи и основные направления реализации муниципальной программы позволяют учесть основные проблемы в строительстве и приобретении жилья на территории городского округа Химки.
Цели муниципальной программы:
1. Повышение доступности жилья для населения, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в городском округе Химки.
2. Улучшение жилищных условий жителей городского округа Химки.
3. Снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.