Недействующий

 
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 7 ноября 2017 года N 111


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08 НОЯБРЯ 2016 Г. N 117 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 28 октября 2019 года на основании приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 28.10.2019 N 136.
____________________________________________________________________


В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 октября 2017 года N 10-718 приказываю:

1. Внести в приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 08 ноября 2016 года N 117 "Об утверждении инструктивных материалов для проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области" следующие изменения:

1.1. инструкцию для экспертов муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения), утвержденную названным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1;

1.2. инструкцию для участников итогового сочинения (изложения) по подготовке к итоговому сочинению (изложению), утвержденную названным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2;

1.3. инструкцию для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения), утвержденную названным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 3.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
образования и науки
Волгоградской области
Л.М.САВИНА



Приложение 1
к приказу
комитета образования и науки
Волгоградской области
от 07.11.2017 N 111


"Утверждена
приказом
комитета образования и науки
Волгоградской области
от 08.11.2016 N 117

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)


1. Требования, предъявляемые к экспертам муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения).

Эксперты муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) (далее именуются - эксперты предметных комиссий) должны соответствовать указанным ниже требованиям.

Владение необходимой нормативной базой:

федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 года N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее именуется - приказ Минобразования России от 05 марта 2004 года N 1089);

нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);

рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

рекомендации Рособрнадзора по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);

методические рекомендации Рособрнадзора для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Владение необходимыми предметными компетенциями:

иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";

обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 года N 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);

умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;

умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;

умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях) экзаменуемых;

умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;

умение обобщать результаты.

2. Проверка итогового сочинения (изложения).

2.1. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по критериям оценивания итогового сочинения (изложение) (далее именуются - критерии оценивания) (приложение к настоящей инструкции).

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

2.2. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании допускается возможность доступа экспертов предметных комиссий к персональным данным участников сочинения (изложения).

2.3. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) учителя, обучающие выпускников текущего учебного года, не привлекаются к проверке их сочинений (изложений). Контроль за соблюдением данного требования возлагается на председателя муниципальной предметной комиссии по проверке итоговых сочинений (изложений).

2.4. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

Требования к сочинению:

Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)".

Рекомендуемое количество слов - от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и другое).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

2.5. Требования к изложению:

Требование N 1. "Объем итогового изложения".

Рекомендуемое количество слов - 250 - 300.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового изложения".

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

2.6. Если сочинение (изложение) не соответствует требованию N 1 и (или) требованию N 2, то выставляется "незачет" за соответствующее требование и "незачет" за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям оценивания.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены (таблица 1).

Таблица 1

Сочинение

Изложение

1

2

1. Соответствие теме

1. Содержание изложения

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

2. Логичность изложения

3. Композиция и логика рассуждения

3. Использование элементов стиля исходного текста

4. Качество письменной речи

5. Грамотность


Для получения оценки "зачет" необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям N 1 и N 2 - в обязательном порядке), а также "зачет" по одному из других критериев.

2.7. Итоговое сочинение (изложение) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводится в устной форме.

В данном случае к эксперту предметной комиссии поступают копии бланков итогового сочинения (изложения) от участников итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой "Х" в поле "В устной форме", подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

В таком случае оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)". Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям оценивания. Для получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 - N 4. Такое итоговое сочинение (изложение) по критерию N 5 не проверяется и отметки в соответствующее поле "Критерий 5" не вносятся (остаются пустыми).

3. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) на муниципальном уровне.

3.1. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки предметной комиссии.

3.2. Предметная комиссия перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания проверяет соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".

После проверки установленных требований предметная комиссия приступает к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляет "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.

3.3. Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

3.4. Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания ("зачет"/"незачет") вносятся в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле "незачет" и внести оценку "незачет" по всей работе в целом).

Копии бланков предметная комиссия передает ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне.

3.5. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, переносит результаты проверки по критериям оценивания ("зачет"/"незачет") из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле "незачет" и вносится оценка "незачет" по всей работе в целом).

3.6. Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) предметными комиссиями должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Начальник отдела
общего образования
комитета образования и науки
Волгоградской области
Л.А.ЯРОСЛАВЦЕВА

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»