____________________________________________________________________
Утратил силу с 28 октября 2019 года на основании приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 28.10.2019 N 136.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 21 ноября 2018 года)
(в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской области от 07.11.2017 N 111, приказов комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 09.10.2018 N 138, от 21.11.2018 N 161)
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 октября 2016 г. N 10-764 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
инструкцию для экспертов муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения);
инструкцию для участников итогового сочинения (изложения) по подготовке к итоговому сочинению (изложению);
инструкцию для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Е.Г. Логойдо.
(п. 2 в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 09.10.2018 N 138)
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель
комитета образования и науки
Волгоградской области
А.М.КОРОТКОВ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
(в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской области от 07.11.2017 N 111, приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 21.11.2018 N 161)
1. Требования, предъявляемые к экспертам муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения).
Эксперты муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) (далее именуются - эксперты предметных комиссий) должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее именуется - приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. N 1089);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
рекомендации Рособрнадзора по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
методические рекомендации Рособрнадзора для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";
(в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 21.11.2018 N 161)
обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. N 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.
Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение выявлять в работе однотипные и негрубые ошибки;
(в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 21.11.2018 N 161)
умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях);
(в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 21.11.2018 N 161)
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
умение обобщать результаты.
2. Проверка итогового сочинения (изложения).
2.1. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по критериям оценивания итогового сочинения (изложение) (далее именуются - критерии оценивания) (приложение к настоящей инструкции).
Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.
2.2. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании допускается возможность доступа экспертов предметных комиссий к персональным данным участников сочинения (изложения).
2.3. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) учителя, обучающие выпускников текущего учебного года, не привлекаются к проверке их сочинений (изложений). Контроль за соблюдением данного требования возлагается на председателя муниципальной предметной комиссии по проверке итоговых сочинений (изложений).
2.4. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
Требования к сочинению:
Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)".
Рекомендуемое количество слов - от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и другое).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
2.5. Требования к изложению:
Требование N 1. "Объем итогового изложения".
Рекомендуемое количество слов - 250 - 300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового изложения".