КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2017 года N 495

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

В соответствии с Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965, Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормативы обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры и методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомову.

И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.Н.ЧЕРНОВ



Утверждены
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 20 сентября 2017 года N 495

НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ УСЛУГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ


Настоящие нормативы обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры и методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры (далее - нормативы и методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965.

Нормативы и методические рекомендации направлены на обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Задачами установления и реализации нормативов и методических рекомендаций являются:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание сети современных цифровых кинозалов;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.


1. Общие положения


1.1. Настоящие нормативы и методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры.

Норма - это минимально допустимое количество сетевых единиц. Норматив - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах), и минимальное значение количества населения, для которого установлена данная норма, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Под сетевой единицей следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.

1.2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и органами местного самоуправления исходя из полномочий Кемеровской области и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

1.3. Расчет нормативной потребности Кемеровской области в целом и муниципальных образований Кемеровской области в объектах культуры должен предусматривать:

вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;

нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;

показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).

При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 человек). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с приложением к настоящим нормативам и методическим рекомендациям.

При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше 5, то увеличение не производится.

1.4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:

существующую обеспеченность населения объектами культуры;

функциональное многообразие организаций культуры;

специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;

прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Кемеровской области (муниципального образования);

критерии доступности услуг организаций культуры для населения.

Критерии доступности услуг организаций культуры:

возможность выбора организаций культуры;

развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

наличие организаций культуры для детей;

наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

1.5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

1.6. В соответствии со статьями 29.1, 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение объектов культуры должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Кемеровской области и муниципальных образований Кемеровской области.

В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

1.7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


2. Нормы и нормативы размещения библиотек в Кемеровской области


2.1. В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Федеральный закон "О библиотечном деле") в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области обеспечивают:

финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

условия доступности для инвалидов библиотек Кемеровской области и муниципальных библиотек.

Органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Таблица 1


 Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек в Кемеровской области

Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Населенный пункт (численность населения)

Количество сетевых единиц (по нормативу)

Доступность

1

2

3

4

5

Кемеровская область

Универсальная библиотека

Административный центр с населением от 150 тыс. человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня

Детская библиотека

1

Библиотека для инвалидов по зрению

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс. человек

1

Детская библиотека

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

Городской округ

Общедоступная библиотека

На 20 тыс. человек

1

Транспортная доступность - 30 - 40 минут

Детская библиотека

На 10 тыс. детей

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Независимо от количества населения

2

Муниципальный район

Межпоселенческая библиотека

Административный центр района

1

Транспортная доступность - 30 минут - 1 час

Детская библиотека

Административный центр района

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

1

Городское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

На 10 тыс. человек

1

Шаговая доступность - 15 - 30 минут/транспортная доступность - 15 - 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

1

Сельское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

1

Шаговая доступность - 15 - 30 минут/транспортная доступность - 15 - 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

1

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

На 1 тыс. человек

1


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»