ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УКАЗ

от 21 сентября 2017 года N 213-УГ

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ


В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 года N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:

Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (прилагаются).

Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ


г. Саранск
21 сентября 2017 года
N 213-УГ



Утверждены
Указом Главы Республики Мордовия
от 21 сентября 2017 года N 213-УГ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определяют условия составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходы к его формированию, основные характеристики и прогнозируемые параметры республиканского бюджета Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - республиканский бюджет).


Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года


В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему бюджетному планированию при формировании республиканского бюджета, а также продолжен переход на принцип планирования и исполнения республиканского бюджета на основе государственных программ Республики Мордовия (далее - государственные программы). Охват расходов республиканского бюджета показателями государственных программ в общем объеме расходов республиканского бюджета в 2016 году составил 93,5 процента. По состоянию на 1 августа 2017 г. доля "программных" расходов, предусмотренных Законом Республики Мордовия от 26 декабря 2016 года N 94-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", составила 92,9 процента. В соответствии с Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 года N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" муниципальными образованиями в Республике Мордовия в 2016 году осуществлен переход на принцип планирования и исполнения местных бюджетов на основе муниципальных программ.

Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в 2016 году и первой половине 2017 года характеризуется положительной динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов строительных работ, оборота розничной торговли, стабильной ситуацией на рынке труда.

Консолидированный бюджет Республики Мордовия (далее - консолидированный бюджет) в 2016 году исполнен с дефицитом в 4382,8 млн. рублей, дефицит республиканского бюджета составил 3292,4 млн. рублей. Государственный долг Республики Мордовия на 1 августа 2017 г. составил 44962,8 млн. рублей (143 процента от объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений).

Объем валового регионального продукта в сравнении с 2015 годом увеличился на 4,3 процента и, по оценке 2016 года, достиг 208,4 млрд. рублей.

Общий объем доходов консолидированного бюджета в 2016 году в сравнении с уровнем предыдущего года увеличился на 10,5 процента и составил 42063,0 млн. рублей.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет за 2016 год составило 27930,5 млн. рублей и по сравнению с 2015 годом возросло на 3231,0 млн. рублей, или на 13,1 процента.

По состоянию на 1 августа 2017 г. объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 7,1 процента и составил 13005,9 млн. рублей. Увеличению послужили поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, акцизам по подакцизным товарам (продукции), соответственно темп роста составил: 118,1 процента, 107,8 процента, 103,5 процента.

Основными причинами роста отдельных налоговых и неналоговых доходов в 2016 году стали:

1) рост полученной предприятиями прибыли за 2016 год по сравнению с предыдущем годом;

2) увеличение объемов реализации подакцизной продукции;

3) увеличение с 1 апреля 2016 г. ставок акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин и дизельное топливо;

4) отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;

5) увеличение поступлений штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти в 1,5 раза за счет увеличения количества камер фотовидеофиксации нарушений дорожного движения;

6) реализация (продажа) имущества (земельных участков), находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет способствовала реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2016 - 2019 годы.

При этом вследствие предоставления налогоплательщикам налоговых льгот в соответствии с законодательством Республики Мордовия объем недополученных доходов республиканского бюджета в 2016 году составил 925,1 млн. рублей (по сравнению с 2015 годом объем налоговых льгот снизился на 306,7 млн. рублей).

Законом Республики Мордовия от 29 ноября 2016 года N 87-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия о налогах" с 1 января 2017 г. отменены (пересмотрены) налоговые льготы и преференции по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Осуществлена оптимизация налоговых преимуществ по невостребованным налогоплательщиками льготам, в том числе по категориям, признанным неэффективными по результатам проведенной в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 октября 2014 года N 485 "О порядке оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" оценки эффективности налоговых льгот.

Расходование бюджетных средств в 2016 году производилось исходя из обеспечения приоритетности выполнения приоритетных социально значимых обязательств Республики Мордовия.

Значительная часть бюджетных расходов направлена на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, завершение строительства (реконструкции) начатых ранее объектов социально значимой инфраструктуры и дорожного хозяйства, в том числе в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Республике Мордовия реализуется Программа оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2016 - 2019 годы, предусматривающая реализацию мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, улучшению делового климата и совершенствованию администрирования доходных источников, оптимизации расходов консолидированного бюджета, сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета, сокращению государственного и муниципального долга, а также по повышению эффективности бюджетного процесса.

Реализован ряд мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Республики Мордовия (далее - государственные учреждения). Высвобождающиеся в результате проводимых мероприятий бюджетные средства направлены на реализацию первоочередных мероприятий, в первую очередь, на укрепление социальной стабильности населения.

В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления государственными финансами Республики Мордовия и в целях предоставления населению актуальной информации о республиканском бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса публикуется электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан".


Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов


Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной и налоговой политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия в среднесрочной перспективе являются:

1) проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной устойчивости республиканского бюджета, формированию условий для ускорения темпов экономического роста, укреплению финансовой стабильности в Республике Мордовия. В рамках решения данной задачи необходимо усилить работу по количественному росту и развитию источников формирования доходной части республиканского бюджета, максимально четко и продуманно осуществлять политику в области расходов и жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета;

2) улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы Республики Мордовия и реализация комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования притока инвестиций и их направления на реализацию программ и проектов, способных увеличить поступление доходов в республиканский бюджет;

3) реализация задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия;

4) расширение использования государственных программ в бюджетном планировании и повышение качества их исполнения;

5) повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов;

6) безусловное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;

7) своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия;

8) повышение доступности и качества оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

9) повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений при оказании услуг за счет всех источников доходов государственного (муниципального) учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности государственных (муниципальных) учреждений, определенных уставами;

10) совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета на всех уровнях, укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов;

11) повышение результативности и экономической эффективности государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

12) обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета и бюджетного процесса для общества.


Политика в области доходов


Налоговая политика Республики Мордовия в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов должна быть направлена на развитие круга и повышение устойчивости субъектов экономической деятельности, обеспечивающих формирование доходов бюджета и внебюджетных фондов, динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет при активизации действий органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов республиканского и местных бюджетов.

С целью увеличения поступления доходов необходимы:

- активное содействие повышению прозрачности деятельности субъектов экономической деятельности, формированию и развитию новых элементов общегосударственной системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, реализации мер по сокращению теневого сектора и созданию равных конкурентных условий для всех субъектов рынка, созданию системы прослеживаемости движения товаров (ЕГАИС, маркировка и т.д.) от производителя (таможенного оформления) до конечного потребителя, вовлечению в формальную экономику "самозанятых" граждан;

- постоянный мониторинг и систематический анализ полноты использования и эффективности действия установленных республиканским и муниципальным законодательством налоговых льгот, оперативное реагирование на результаты анализа в виде отмены налоговых преимуществ и льгот либо совершенствование механизма их действия. Изучение и оперативное использование лучших отечественных и зарубежных практик применения и оценки эффективности применения налоговых льгот и преференций. На основании оценки эффективности налоговых льгот за 2016 год, установленных законодательством Республики Мордовия, будут подготовлены предложения по оптимизации налоговых льгот и преференций;

- установление норматива отчисления в республиканский бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Мордовия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направление в республиканский бюджет части чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ с долей участия Республики Мордовия (в части дивидендов по итогам предыдущего года);

- поэтапное доведение ставок транспортного налога до средних ставок по Приволжскому федеральному округу;

- предоставление из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия иных межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан;

- стимулирование активности в работе по повышению налоговых доходов консолидированного бюджета за счет регистрации права собственности на недвижимое имущество и земельные участки.


Политика в области расходов


В условиях ограниченных темпов роста собственных доходов и сложной долговой ситуации, ограничивающей привлечение заемных ресурсов, по прежнему актуальным направлением бюджетной политики Республики Мордовия является повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, концепция которой определена Программой оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2016 - 2019 годы.

В предстоящем периоде необходимо сосредоточиться на:

1) повышении прозрачности процедур составления, изменения и исполнения республиканского бюджета, в том числе порядков формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, процедур размещения государственных заказов;

2) обеспечении гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов;

3) продолжении работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств Республики Мордовия и их анализу с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий;

4) сокращении неэффективных расходов и отказе от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) выявлении резервов и перераспределении расходов республиканского бюджета с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;

6) распределении ресурсов с учетом результативности, достигнутой в отчетных периодах.

Одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование программно-целевых методов планирования путем планирования мероприятий государственных программ с учетом приоритетов социально-экономического развития республики и реальных финансовых возможностей республиканского бюджета, расширение практики внедрения принципов проектного управления, дальнейшего совершенствования оценки эффективности реализации государственных программ, повышения ответственности исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.

Развитие системы стратегического планирования в Республике Мордовия потребует приведения объемов финансового обеспечения государственных программ на весь период их действия в соответствие с реальными возможностями республиканского бюджета.

Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе их планирования.

В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов обеспечение привлечения средств федерального бюджета для финансирования расходных обязательств и выполнение условий софинансирования по средствам федерального бюджета должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы - иметь реальную потребность, оценимый эффект от использования средств и при этом не создавать дополнительной нагрузки на республиканский бюджет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»