ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2017 года N 450
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.05.2013 N 279
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 19.07.2023 N 383.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279, Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 04.10.2013 N 568, от 31.12.2013 N 814, от 13.10.2014 N 498, от 31.12.2014 N 675, от 26.02.2015 N 57, от 30.06.2015 N 244, от 16.10.2015 N 425, от 31.12.2015 N 590, от 18.07.2016 N 354, от 28.10.2016 N 551, от 26.12.2016 N 659, от 30.12.2016 N 703, от 04.04.2017 N 147, от 17.05.2017 N 212, от 27.06.2017 N 296, от 04.08.2017 N 357 (далее - Программа), изложив ее в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Внести изменения в подпрограмму N 1 "Совершенствование системы социальной поддержки граждан, проживающих в Сахалинской области" Программы, изложив ее в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Внести изменения в подпрограмму N 2 "Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения" Программы, изложив ее в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
4. Внести изменения в подпрограмму N 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Программы, изложив ее в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
5. Внести изменения в подпрограмму N 4 "Развитие системы социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке" Программы, изложив ее в новой редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
6. Внести изменения в приложение N 1б к Программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.
7. Внести изменения в приложение N 2 к Программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 7 к настоящему постановлению.
8. Внести изменения в приложение N 7 к Программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 8 к настоящему постановлению.
9. Внести изменения в приложение N 8 к Программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 9 к настоящему постановлению.
10. Внести изменения в приложение N 9б к Программе, изложив его в новой редакции согласно приложению N 10 к настоящему постановлению.
11. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Председатель Правительства
Сахалинской области
В.Г.Щербина
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Сахалинской области
от 25.09.2017 N 450
"Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 31.05.2013 N 279
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство социальной защиты Сахалинской области |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Участники государственной программы | - министерство торговли и продовольствия Сахалинской области; - министерство здравоохранения Сахалинской области; - министерство образования Сахалинской области; - министерство культуры и архивного дела Сахалинской области; - министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области; - министерство строительства Сахалинской области; - агентство ветеринарии и племенного животноводства Сахалинской области; - агентство по информационным технологиям и связи Сахалинской области; - аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области (департамент кадровой политики); - управление Роспотребнадзора по Сахалинской области; - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области; - ГУ МЧС России по Сахалинской области; - муниципальные образования Сахалинской области |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма N 1 "Совершенствование системы социальной поддержки граждан, проживающих в Сахалинской области" Подпрограмма N 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" Подпрограмма N 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Подпрограмма N 4 "Развитие системы социальной поддержки граждан (семей), нуждающихся в дополнительной адресной поддержке" |
Цель государственной программы | Создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, рождаемости, улучшения демографической ситуации, а также повышение доступности социального обслуживания населения в Сахалинской области |
Задачи государственной программы | Повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки путем выполнения обязательств государства по социальной поддержке граждан. Повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения Сахалинской области. Повышение уровня жизни семей с детьми, улучшение демографической ситуации в Сахалинской области, а также создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оказание дополнительной адресной социальной поддержки нуждающимся гражданам (семьям) на основе индивидуального, дифференцированного, комплексного подхода с учетом оптимальной схемы предоставления дополнительной этой поддержки |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию программы, составляет 100715583,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 10698228,3 тыс. рублей; 2015 год - 12408342,6 тыс. рублей; 2016 год - 15374778,1 тыс. рублей; 2017 год - 17294899,6 тыс. рублей; 2018 год - 14960707,0 тыс. рублей; 2019 год - 15118230,5 тыс. рублей; 2020 год - 14858928,4 тыс. рублей. Из них: - средства областного бюджета составляют 93146572,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 9415238,4 тыс. рублей; 2015 год - 11368881,7 тыс. рублей; 2016 год - 14022018,7 тыс. рублей; 2017 год - 16271573,4 тыс. рублей; 2018 год - 14054114,1 тыс. рублей; 2019 год - 14208905,1 тыс. рублей; 2020 год - 13805841,1 тыс. рублей; - средства федерального бюджета составляют 7566467,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1281914,9 тыс. рублей; 2015 год - 1039460,9 тыс. рублей; 2016 год - 1352759,4 тыс. рублей; 2017 год - 1023326,2 тыс. рублей; 2018 год - 906592,9 тыс. рублей; 2019 год - 909325,4 тыс. рублей; 2020 год - 1053087,3 тыс. рублей; - средства бюджетов муниципальных образований составляют 2544,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1075,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 1469,0 тыс. рублей |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения | - доля граждан, охваченных различными формами социальной поддержки, от общего числа граждан, проживающих на территории Сахалинской области, - 23%; - доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, - 100%; - удельный вес семей с детьми, получивших меры социальной поддержки, в общей численности получателей мер социальной поддержки - 35%; - доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, из числа получивших адресную социальную поддержку - 97,5% |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы социальной поддержки населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим к стратегическим целям развития страны относятся повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
В настоящее время система социальной защиты населения представляет собой самостоятельную, разветвленную, многопрофильную отрасль, объемы работы которой за последние годы значительно возрастают. Об этом свидетельствует и увеличение объемов денежных средств, направляемых в социальную сферу.
Современную систему социальной поддержки граждан в Сахалинской области характеризуют следующие важнейшие качественные показатели.
1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Сахалинской областью, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также государственными внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации).
В Российской Федерации вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены федеральными законами, включая Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и другие.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
В пределах полномочий на территории Сахалинской области приняты Законы от 28.12.2010 N 127-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области", от 06.12.2010 N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области", от 25.12.2015 N 126-ЗО "О детях войны в Сахалинской области", от 09.03.2011 N 21-ЗО "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей", и другие.
Указанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении мер социальной поддержки.
Совершенствование исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышение доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей невозможны без внедрения новых технологий, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.
Поэтому с целью повышения уровня качества и доступности государственных услуг в сфере социальной поддержки ведется работа по осуществлению очередного этапа перехода их предоставления в электронном виде.
В целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных услуг Сахалинской области внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты Сахалинской области, регулирующие порядок их предоставления.
В настоящее время осуществляется организация межведомственного взаимодействия для предоставления государственных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
- профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям государственных служащих в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (военнослужащие, должностные лица правоохранительных органов, органов внутренних дел и др.);
- категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются:
а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);
б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);
в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера (беженцы, вынужденные переселенцы) и другими причинами;
г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, получение образования, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах (например, отдельные категории граждан, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа));
- адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности, предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.
4. Дифференциация форм социальной поддержки граждан с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривающая:
- предоставление мер социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала, социальных доплат к пенсиям, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, адресной помощи в денежной форме и др.;
- предоставление мер социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей; предоставления услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорных и беспризорных детей и т.п.;
- предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме - социальные талоны на проезд, зубопротезирование, санаторно-курортные путевки, обеспечение газетными изданиями, медицинскими изделиями (очки, экзопротезы и др.), организация социально ориентированной сети торговой инфраструктуры;
- предоставление мер социальной поддержки в форме льгот - оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; внеочередной прием в учреждения социального обслуживания; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; внеочередная установка квартирного телефона и пр.
5. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки - постоянная, на определенный срок либо разовая.
Кроме этого, важнейшей характеристикой современной системы социальной поддержки населения в Сахалинской области являются значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме.
Как показывает анализ численности получателей в ретроспективе, наиболее массовой группой получателей регулярных денежных выплат в форме ежемесячной денежной выплаты в 2012 году являлись ветераны труда - 42,2 тыс. человек на общую сумму 902,2 млн. руб. Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Сахалинской области предоставлена 13,6 тыс. человек на общую сумму 238 млн. руб.
За последние годы значительно возросло количество получателей ежеквартальной социальной выплаты за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет. В 2012 году 21,2 тыс. человек данной категории получателей предоставлены указанные выплаты на общую сумму 50,4 млн. руб.
Значительный охват получателей составляют неработающие пенсионеры, получающие региональную доплату к пенсии, - 18 тыс. чел., общая сумма предоставленной меры социальной поддержки из федерального и областного бюджетов составляет 518,7 млн. руб.
Актуальной мерой социальной поддержки и гарантией доступности оплаты граждан за жилищно-коммунальные услуги по-прежнему являются жилищные субсидии, предоставляемые адресно. В 2012 году субсидию получили 20717 семей на сумму 423,5 млн. руб.
В связи с тем, что одной из стратегических задач современной социальной политики в Сахалинской области является улучшение демографических показателей, смягчение инфляционных процессов, происходящих в области, и снижение иждивенческой нагрузки многодетных семей, система социальной поддержки Сахалинской области также характеризуется реализуемой политикой в сфере обеспечения мер государственной поддержки семей с детьми.
Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет, меры, направленные на улучшение жилищных условий отдельных категорий семей с детьми.
Анализ основного показателя демографической ситуации "Отношение численности третьих или последующих детей (родных, усыновленных), родившихся в отчетном финансовом году, к численности детей указанной категории, родившихся в году, предшествующем отчетному году, в субъектах Российской Федерации, в которых осуществляется ежемесячная денежная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" показывает, что как в 2013 году Сахалинская область занимала лидирующую позицию среди субъектов Дальнего Востока (1,56), так и по итогам 2016 года удерживает лидирующую позицию (1,027).
Вместе с тем необходимо отметить, что социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сформировалась в отдельную форму социальной поддержки - социальное обслуживание.