(с изменениями на 23 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2018 N 41, от 17.04.2018 N 139, от 19.02.2019 N 46, от 18.06.2019 N 214, от 10.12.2019 N 418, от 21.01.2020 N 17, от 27.10.2020 N 357, от 16.12.2020 N 426, от 24.09.2021 N 317, от 06.05.2022 N 193, от 25.10.2022 N 468, от 18.07.2023 N 278, от 07.11.2023 N 485, от 23.04.2024 N 204)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также в целях содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания в создании условий для системного повышения качества и комфорта городской среды Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.04.2024 N 204)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Формирование современной городской среды".
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18.06.2019 N 214, от 23.04.2024 N 204)
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики А.О. Фадзаева.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ"
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.04.2024 N 204)
Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации.
Благоустройство территории муниципального образования - важнейшая сфера деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым создаются условия для здоровой, комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, улицы.
Комфортность проживания в многоквартирных жилых домах определяется уровнем благоустройства дворовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, устройства газонов и цветников, озеленения, освещения территории двора, размещения малых архитектурных форм, организации детских спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для отдыха взрослых, упорядочения площадок индивидуального транспорта, организации площадок для выгула домашних животных, обустройства мест сбора и временного хранения мусора.
В настоящее время многие общественные и дворовые территории муниципальных образований характеризуются существенным износом, недостаточным освещением, слабо развитой инфраструктурой для обеспечения нормального отдыха жителей.
К благоустройству дворовых и общественных территорий необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Выполнение комплекса мероприятий по повышению качества и комфорта городской среды направлено на улучшение внешнего облика муниципальных образований, создание более комфортных микроклиматических, санитарно-гигиенических и эстетических условий на улицах, набережных, площадях, в парках и скверах.
Основными принципами формирования данной программы являются приоритетность и обоснованность в выборе объектов благоустройства, привлечение широкого круга населения как к выбору объектов благоустройства, так и к организации общественного контроля за качеством и сроками производимых работ, привлечение заинтересованных лиц к работам по благоустройству в форме трудового или финансового участия, синхронизация объектов благоустройства с реализуемыми на территории муниципальных образований мероприятиями республиканской программы капитального ремонта многоквартирных домов, проектами капитального строительства, реконструкции объектов недвижимости.
Одно из главных условий проекта благоустройства - вовлечение в его реализацию широких масс населения, проведение общественных обсуждений. Именно участие граждан позволит разработать программные мероприятия по формированию комфортной городской среды, выработать системный подход к повышению качества и комфорта жизни населения Республики Северная Осетия-Алания, создать позитивную социальную атмосферу.
Социальная эффективность государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Формирование современной городской среды" (далее Программа) выражена в создании более комфортных и безопасных условий проживания граждан, в увеличении доступности среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения, в улучшении внешнего облика муниципальных образований.
Реализация Программы осуществляется в два этапа:
I этап - 2018 - 2023 годы;
II этап - 2024 - 2030 годы.
В ходе реализации первого этапа достигнуты следующие промежуточные результаты, характеризующие развитие сферы реализации программы:
благоустроено более 450 дворовых территорий;
реализованы мероприятия по благоустройству 190 общественных пространств;
5 городских поселений республики стали победителями всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (далее - конкурс);
доля граждан, принявших участие в решении вопроса развития городской среды, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, увеличилась до 25%;
прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к показателю в 2020 году составил 19 процентов по итогам 2023 года, в том числе увеличено количество городов с благоприятной городской средой для проживания с 1 до 3.
На втором этапе (2024 - 2030 годы) Программы предстоит продолжить реализацию начатых на первом этапе стратегических задач. Осуществить благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, продолжить вовлечение заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований республики, обеспечить реализацию конкурсных проектов муниципальных образований - победителей конкурса, а также участие муниципальных образований в новых этапах конкурса.
Создание комфортных условий проживания на территории Республики Северная Осетия-Алания путем качественного повышения уровня благоустройства городских и сельских поселений будет способствовать концентрации в регионе человеческого капитала, устойчивому социально-экономическому развитию республики, повышению туристической привлекательности, привлечению дополнительных инвестиций.
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года N 60-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года", и предусматривают повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств, создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.
Стратегическая цель государственной политики в сфере благоустройства - создание условий для системного повышения качества и комфорта среды обитания и жизнедеятельности человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
В соответствии с указанными правовыми актами основными приоритетами являются:
1) повышение уровня благоустройства дворовых и общественных территорий муниципальных образований;
2) проведение мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения;
3) повышение уровня вовлеченности заинтересованных лиц в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований;
4) обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципальных образований, включая объекты, находящиеся в частной собственности, и прилегающие к ним территории.
Целью Программы является повышение качества и комфорта городской среды на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение формирования единых подходов и ключевых приоритетов формирования комфортной городской среды на территории муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания с учетом приоритетов территориального развития;
создание универсальных механизмов вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания;
обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с едиными требованиями.
Целевые показатели Программы:
количество благоустроенных дворовых территорий. Количественный показатель, который рассчитывается нарастающим итогом начиная с 2019 года и определяется количеством благоустроенных дворовых территорий;
количество обустроенных общественных пространств. Количественный показатель, который рассчитывается нарастающим итогом начиная с 2019 года и определяется количеством обустроенных мест массового отдыха населения (городских парков, набережных, центральных площадей и др.);
количество (доля) городов с благоприятной средой от общего количества городов. Формирование официальной статистической информации по показателю осуществляется на федеральном уровне с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации;
прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году (качество городской среды). Уровень качества городской среды городских поселений, устанавливаемый в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды. Формирование официальной статистической информации по показателю осуществляется на федеральном уровне с годовой периодичностью;
индекс качества городской среды. Формирование официальной статистической информации по показателю осуществляется на федеральном уровне с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации;