СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2017 года N 374


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА N 410


В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:

Внести изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 27 октября 2014 года N 410 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Крым (2014 - 2018 годы)", изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).

Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК


Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 27.10.2014 N 410
(в редакции постановления
Совета министров
Республики Крым
от 25.07.2017 N 374)


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ (2014 - 2018 ГОДЫ)"



 1. Общее описание "дорожной карты"


Основной целью реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Крым (2014 - 2018 годы)" (далее - дорожная карта) является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Республики Крым услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Крым; проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде, поднятия престижа труда социального работника; выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям; организация поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому и в форме социального сопровождения.

В Республике Крым, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается процесс старения населения, выражающийся в возрастании доли граждан старшего поколения. Численность постоянного населения на 01.01.2016 составляет 1907,1 тыс. человек, из которых более 520 тыс. - граждане пожилого возраста, получающие пенсию по старости и инвалидности. В 2015 году число умерших в Республике Крым превысило число родившихся на 21%. По данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 по 2025 год на 2,6% и составит по Республике Крым более 533 тыс. человек.   

По состоянию на 1 января 2017 года на социальном обслуживании в Республике Крым состоит 61007 человек, что составляет 11,7% от общего количества граждан пожилого возраста и инвалидов, из них: в стационарной форме социального обслуживания - 2646 человек (0,05%), в полустационарной форме социального обслуживания - 26070 человек (5%), в форме социального обслуживания на дому - 13046 человек (2,5%), срочными социальными услугами 2016 году воспользовались 19245 человек (3,7%).

В Республике Крым по состоянию на 1 января 2017 года осуществляют деятельность 39 учреждений социального обслуживания:

3 интерната для престарелых и инвалидов (616 койко-мест);

5 психоневрологических интернатов (1159 койко-мест);

специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов (40 койко-мест);

дом-интернат для детей-инвалидов (120 койко-мест);

центр профессиональной реабилитации инвалидов (90 койко-мест);

реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (67 койко-мест, из них стационарное отделение для 15 детей, 15 родителей, 37 - амбулаторное отделение);

24 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, из них 3 предоставляют услуги в стационарной форме социального обслуживания (95 койко-мест);

1 дом помощи для лиц без определенного места жительства;

2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

До 2015 года в Республике Крым социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому предоставлялись учреждениями социального обслуживания, отнесенными к ведению органов местного самоуправления. Финансирование учреждений, в т.ч. на организацию деятельности социальных работников, осуществлялось за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Крым. С сентября по ноябрь 2014 года органами местного самоуправления приняты решения о передаче указанных учреждений социального обслуживания в государственную собственность. В декабре 2014 года Советом министров Республики Крым принято решение о принятии учреждений социального обслуживания в государственную собственность и отнесению их к ведению Министерства труда и социальной защиты Республики Крым. Финансирование учреждений, в т.ч. финансирование организации деятельности социальных работников за счет средств бюджета Республики Крым, осуществляется с 1 января 2015 года.

Объем средств бюджета Республики Крым на финансирование расходов на социальное обслуживание, а также объем средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, представлен в таблице 1.



  Таблица 1. Расходы бюджета Республики Крым на социальное обслуживание, а также объем средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Годы

Расходы на социальное обслуживание, тыс. руб.

В том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб.

Доля фонда оплаты труда в общих расходах, %

Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб.

Доля в общем фонде оплаты труда %

всего

в том числе:

доля внебюджетных средств, %

всего

в том числе:

доля внебюджетных средств, %

всего

в том числе:

доля внебюджетных средств, %

средства бюджета Республики Крым

внебюджетные средства

средства бюджета Республики Крым

внебюджетные средства

средства бюджета Республики Крым

внебюджетные средства

2014 год

570647,446

488372,546

82274,900

14,418

356963,157

356704,157

259,000

0,073

62,554

X <1>

X <1>

X <1>

X <1>

X <1>

2015 год

1363098,334 <2>

1220372,727

142725,607

10,471

1028189,712

1013116,586

15073,126

1,466

75,430

305162,374

304847,985

314,389

0,103

29,680

2016 год

1476352,179

1309229,503

167122,676

12,765

1059686,922

1025806,802

33880,120

3,303

71,777

335986,239

335514,460

471,779

0,140

31,618

2017 год

1585586,338

1388754,700

196831,638

12,414

1157730,376

1122625,328

35105,048

3,032

73,016

357108,340

356150,000

958,340

0,268

30,846

2018 год

1613038,584

1402642,247

210396,337

13,043

1181473,348

1133851,581

47621,766

4,031

73,245

360717,757

359711,500

1006,257

0,279

30,531

________________

<1> Финансирование учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому, в т.ч. на организацию деятельности социальных работников, осуществлялось за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Крым.

<2> Увеличение объема финансирования учреждений социального обслуживания в 2015 году по сравнению с соответствующим периодом 2014 года осуществлено в связи с принятием в государственную собственность учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому.

Для повышения эффективности бюджетных расходов и улучшения качества услуг в социальной сфере Министерством труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) запланирован ряд мероприятий по оптимизации сети подведомственных учреждений.



Оптимизация структуры стационарных учреждений социального обслуживания


Штатная численность учреждений формировалась из расчета ассигнований на содержание учреждений из бюджета Республики Крым на основании утвержденной предельной штатной численности.

В учреждениях, отнесенных к ведению Министерства, по состоянию на 1 января 2017 года на 2646 обслуживаемых приходится 1716 сотрудников. С целью решения проблемы нехватки в учреждениях стационарного социального обслуживания обслуживающего младшего медицинского персонала, санитарок палатных, сотрудников, обслуживающих подопечных в ночное время, Министерством проведена работа по введению указанных должностей в существующие штатные расписания учреждений за счет оптимизации структуры учреждений путем сокращения административно-управленческого и обслуживающего персонала в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда, а именно:

организована работа по переводу учреждений с обеспечения физической охраной на организованную (ведомственную). Во II квартале 2016 года учреждениями проведена процедура закупки услуг по охране, что позволило высвободить порядка 60 ставок сторожей и перевести их, в пределах утвержденной штатной численности, на должности, в которых нуждаются учреждения с круглосуточным пребыванием людей;

в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 июня 2016 года N 643-р "О реорганизации государственных бюджетных учреждений Республики Крым" проведена работа по реорганизации Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Симферопольский пансионат для одиноких пенсионеров и инвалидов из числа крымских татар "Къартлар эви" путем присоединения к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Симферопольский пансионат для престарелых и инвалидов". В результате проведенной работы с 1 января 2017 года начало работу Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Симферопольский пансионат для престарелых и инвалидов" с открытым на его базе филиалом. Указанные мероприятия позволили оптимизировать структуру учреждения, сократить административно-управленческий аппарат на 5%, что дало возможность перевести высвобожденные ставки на востребованные в учреждении должности и повысить качество предоставляемых социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.



Оптимизация структуры Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - ЦСО)


Общая численность работников ЦСО по состоянию на 01.01.2017 составляет 2457 человек.

С целью увеличения охвата количества получателей социальных услуг и повышения их качества Министерством в 2016 году проведена следующая работа.

В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 октября 2015 года N 989-р "О реорганизации государственных бюджетных учреждений Республики Крым" в 2016 году организована работа по оптимизации сети ЦСО в городах: Саки, Красноперекопск, Джанкой, Симферополь и в районах: Красноперекопский, Сакский, Джанкойский путем слияния крупных учреждений с меньшими.

В результате проведенных мероприятий 5 ЦСО будут ликвидированы, под сокращение попадут 12 штатных единиц административно-управленческого аппарата, которые будут переведены в разряд социальных работников.

По состоянию на 01.01.2017 Министерством утверждены уставы реорганизуемых учреждений, подготовлены пакеты документов на согласование об освобождении от должности руководителей реорганизуемых учреждений, подготовлены и утверждены штатные расписания создаваемых учреждений.

Как и в учреждениях стационарного социального обслуживания, Министерством осуществлены мероприятия по переводу ЦСО с физической охраны на ведомственную, что позволило высвободить порядка 60 штатных единиц и перевести их в разряд социальных работников, снизив таким образом нагрузку на одного специалиста.

С целью достижения целевых показателей предоставления социальных услуг населению в 2018 году Министерством запланирована оптимизация ЦСО путем создания единого Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания с отделениями во всех муниципальных образованиях Республики Крым.



Оптимизация структуры ГБУ РК "Центр реабилитации детей-инвалидов" (далее - Центр реабилитации)


Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним детям с ограниченными возможностями Министерством ведется через 4 Центра реабилитации (г. Алушта, г. Джанкой, г. Ялта, г. Бахчисарай). Общая штатная численность Центров реабилитации - 29 единиц, большая часть которых - сотрудники административно-управленческого аппарата.

В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 июня 2016 года N 643-р "О реорганизации государственных бюджетных учреждений Республики Крым" Министерством в 2016 году проведена работа по реорганизации Центров реабилитации (г. Алушта, Бахчисарайский район) путем их слияния с ЦСО, которая позволила централизовать их работу, повысить качество предоставляемых социальных услуг, расширить спектр услуг и значительно сократить бюджетные расходы на их содержание.

В 2017 году Министерством запланирована реорганизация Центров реабилитации Джанкойского района и г. Ялта.



Оптимизация структуры домов помощи для лиц без определенного места жительства


С целью организации работы по социальному обслуживанию лиц без определенного места жительства в 2014 году на территории Республики Крым создано три учреждения:

Государственное казенное учреждение Республики Крым "Ялтинский дом помощи для лиц без определенного места жительства", зарегистрированное по адресу: г. Ялта, ул. Киевская, 62;

Государственное казенное учреждение Республики Крым "Керченский дом помощи для лиц без определенного места жительства", зарегистрированное по адресу: г. Керчь, пер. Портовый, д. 8;

Государственное казенное учреждение Республики Крым "Симферопольский дом помощи для лиц без определенного места жительства", зарегистрированное по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Захарова, 9/3.

На сегодняшний день ни одно из вышеуказанных учреждений не имеет собственного помещения, соответствующего требованиям СНиП, и вопрос о подборе подходящих помещений остается открытым.

Учитывая сложившуюся ситуацию:

распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 октября 2015 года N 986-р "О ликвидации Государственного казенного учреждения Республики Крым "Ялтинский дом помощи для лиц без определенного места жительства", в связи с отсутствием помещения, нахождением учреждения в рекреационной зоне, Министерству поручено организовать работу по ликвидации ГКУ РК "Ялтинский дом помощи для лиц без определенного места жительства". Процедура ликвидации в 2016 году завершена в полном объеме, высвобождено 4 штатных единицы;

в 2017 году завершена работа по ликвидации ГКУ РК "Керченский дом помощи для лиц без определенного места жительства", в результате которой высвобождено 4 штатных единицы.

Высвободившиеся штатные единицы планируется направить на укрепление ГКУ РК "Симферопольский дом помощи для лиц без определенного места жительства", которое будет выполнять функции республиканского учреждения, на базе которого будет создана мобильная бригада, а также реализован в 2019 - 2020 годах проект строительства стационарного отделения на 60 койко-мест.



 2. Проблемы в сфере социального обслуживания в Республике Крым


2.1. Наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

Самой востребованной социальной услугой в Республике Крым является помещение граждан в стационарное учреждение социального обслуживания психоневрологического профиля, что подтверждено наличием очередности в такие учреждения, которая по состоянию на 1 января 2017 года составляет 320 человек. Это обусловлено процессами старения населения, выражающимися в возрастании доли граждан старшего поколения. В структуре очередности наибольшую долю занимают граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию (более 50%), в связи с чем требуется увеличение коечной мощности психоневрологических учреждений и отделений милосердия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»