ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 года N 15
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 336
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 21.12.2022 N 303.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Государственную программу Чеченской Республики "Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы, утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 336 "Об утверждении государственной программы Чеченской Республики "Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы", изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики А.А. Магомадова.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 4 февраля 2014 года N 15
"Утверждена
Постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 19 декабря 2013 года N 336
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
ПАСПОРТ государственной программы Чеченской Республики "Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы
Наименование Программы | Государственная программа Чеченской Республики "Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство культуры Чеченской Республики |
Соисполнители Программы | Комитет Правительства Чеченской Республики по туризму |
Участники Программы | Министерство финансов Чеченской Республики; |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма "Развитие культуры Чеченской Республики"; |
Программно-целевые инструменты Программы | Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"; |
Цели Программы | Развитие культурного и туристского потенциала Чеченской Республики |
Задачи Программы | Создание условий для сохранения культурного наследия и развития культурного потенциала Чеченской Республики; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры; |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2018 |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования Программы 22941695,8 тыс. руб.; |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Сохранение культурного наследия Чеченской Республики, пополнение музейных и библиотечных фондов, формирование у граждан, проживающих в Чеченской Республике, чувства гражданского патриотизма и межнационального согласия; |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу
Государственная политика Чеченской Республики в сфере культуры осуществляется в области музейного и библиотечного дела, народных художественных промыслов, всех видов и жанров искусства, кинематографии, самодеятельного (любительского) художественного творчества, выявления, изучения, охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, эстетического воспитания и художественного образования.
За последние годы в сфере культуры произошли позитивные изменения: построено и восстановлено 56 объектов культуры; восстановлены 5 средневековых башен - памятников истории и культуры Чеченской Республики, возобновлена деятельность музейных учреждений, профессиональных театров, хореографических и музыкальных коллективов, сельских домов культуры, библиотек и школ дополнительного образования в сфере культуры и искусства. С 2011 года функционирует государственный симфонический оркестр Чеченской Республики, созданы 3 музейных учреждения и молодежный театр; за последние два года музейный фонд Чеченской Республики пополнился на 1278 музейных экспонатов, почти 33 тыс. экземпляров книг поступило в библиотеки республики. В Национальной библиотеке Чеченской Республики в стадии завершения электронный каталог. Репертуар четырех театров пополнился 32 новыми постановками; идет реализация комплекса мероприятий по повышению качества и доступности государственных услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
Расширились рамки культурного сотрудничества с другими регионами Российской Федерации, установлены дружеские контакты с творческими коллективами стран ближнего и дальнего зарубежья. Создаются благоприятные условия для развития культурной деятельности граждан и новых видов творчества, возрождения, развития и использования национального культурно-исторического наследия.
Положительные тенденции отмечаются в системе управления в сфере культуры. Создана необходимая нормативно-правовая база деятельности учреждений культуры и искусства, в том числе принят ряд республиканских законов: "Об объектах культурного наследия в Чеченской Республике", "О библиотечном деле в Чеченской республике", "О музейном фонде Чеченской Республики и музеях в Чеченской Республике", "О социальных гарантиях работникам, занятым в сфере культуры".
Организационно-правовые формы учреждений культуры приведены в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Вместе с тем анализ деятельности учреждений культуры республики свидетельствует о наличии ряда проблем в развитии сферы культуры, в том числе в вопросах:
пополнения и комплектования библиотечного книжного фонда;
пополнения кино-, видеофильмофонда;
библиографической обработки документов и организации каталогов;
развития циркового искусства;
пополнения музейных фондов, расширения музейных экспозиций и коллекций, воспроизведения их в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, обеспечения сохранности музейных ценностей, создания передвижных музейных фондов, расширения практики проведения обменных выставок между музеями Российской Федерации;
сохранения и популяризации культурного наследия Чеченской Республики;
поддержки народных художественных промыслов;
расширения сети учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства;
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры;
развития и улучшения материально-технической базы учреждений культуры, обеспечения безопасности их функционирования в соответствии с современными требованиями.
Чеченская Республика с ее древней самобытной историей обладает весомым потенциалом культурно-исторического наследия: археологическими, историческими и архитектурными памятниками от эпохи раннего средневековья до наших дней, авторитетом многих выдающихся личностей, внесших существенный вклад в историю и развитие культуры не только чеченского народа, но и всей России.
На сегодняшний день туризм является динамично развивающейся отраслью, которая имеет большое значение для развития экономик многих регионов мира.
Устойчивое развитие туризма стимулирует экономический рост в регионе, способствует созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций, сокращению уровня безработицы и сохранению окружающей среды. Туристическая отрасль играет важную роль в развитии регионального сотрудничества и взаимопонимания, вносит значительный вклад в экономическое развитие. В частности, туристическая сфера является:
важным источником спроса и его роста;
значимым "работодателем" на всех уровнях экономического развития, предоставляющим возможности для стабильного трудоустройства;
существенным источником пополнения бюджета;
одним из основных источников возможностей для развития малого и среднего предпринимательства;
эффективным механизмом распределения экономических выгод внутри и между экономиками, в особенности на периферийном уровне;
немаловажным средством достижения целей государства в сфере экономики, налогообложения, охраны окружающей среды и социальной сфере;
катализатором партнерства между частным и государственным сектором.
Именно этими причинами продиктовано особое внимание руководства Российской Федерации к данной отрасли в последние годы.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, указано на необходимость образования и развития туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями.
Также, в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р, туризм определен в качестве одного из основных направлений достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях субъектов СКФО.
В целях развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, создания рабочих мест посредством развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации была принята федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644.
Особое значение развитию туризма, как важнейшей отрасли экономики, придается и в Чеченской Республике, которая, несомненно, обладает значительными ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29.12.2012 N 259 была утверждена республиканская целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013 - 2018 годы".
В целях осуществления государственных полномочий по созданию благоприятных условий для развития туризма в республике, Указом Главы Чеченской Республики от 10.01.2013 N 3 создан Комитет Правительства Чеченской Республики по туризму.
К наиболее существенным преимуществам туристкой отрасли Чеченской Республики относятся:
ее выгодное географическое расположение и благоприятные климатические условия;
разнообразие природных ресурсов;
богатое культурно-историческое наследие, в том числе представленное самобытными традициями народов Чеченской Республики.
В Чеченской Республике на сегодняшний день насчитывается 16 гостиниц, 36 памятников истории и культуры федерального значения, 633 памятника истории и культуры республиканского значения. Природно-заповедный фонд Чеченской Республики включает в себя 43 особо охраняемых территорий.
Таким образом, Чеченская Республика, имеет высокий потенциал развития туристско-рекреационного комплекса. Используя уникальные природно-климатические и историко-культурные возможности, в республике возможно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы.
Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа лиц, посещающих Чеченскую Республику.
Так, согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике (Чеченстата) по состоянию на 01.10.2013, численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (гостиницы) составило 17708 человек, доходы от предоставленных услуг в коллективных средствах размещения составили 69103,1 тыс. рублей.
К наиболее значимым проблемам сферы туризма в республике относятся:
недостаточно развитая инфраструктура и отсутствие готовых инвестиционных площадок для строительства объектов туристско-рекреационного назначения в рамках государственно-частного партнерства;
малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем сервиса;
дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
слабая вовлеченность субъектов предпринимательской деятельности Чеченской Республики в развитие туристской отрасли;
недостаток сформированных туристских продуктов.
Преодоление данных проблем возможно путем повышения качества управления в сфере туризма. Необходимо создание и развитие современных туристско-рекреационных комплексов на основе государственно-частного партнерства. Дополнительным условием успешного развития сферы туризма также является активное вовлечение и участие общественных и профессиональных туристских организаций в формирование и продвижение регионального туристского продукта и туристской привлекательности Чеченской Республики.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы
Общегосударственные приоритеты в сферах культуры и туризма, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время установлены в следующей нормативно-правовой базе:
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 N 2567-р;