Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2017 года N 593


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 589

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 17.10.2018 N 647, вступающего в силу со дня официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________


В целях приведения государственной программы Ростовской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в соответствие с Областным законом от 26.12.2016 N 836-ЗС "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и реализации мероприятий по созданию на территории Ростовской области аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в приложение N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 589 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" изменения согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - руководителя аппарата Правительства Ростовской области Артемова В.В.

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

Постановление вносит
департамент по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.08.2017 N 593


ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 589 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ"


1. В разделе "Паспорт государственной программы Ростовской области "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах":

1.1. Подраздел "Подпрограммы государственной программы" изложить в редакции:

"Подпрограммы государственной программы

-

1. Пожарная безопасность.
2. Защита от чрезвычайных ситуаций.
3. Обеспечение безопасности на воде.
4. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112).
5. Создание аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Ростовской области".


1.2. Подраздел "Задачи государственной программы" изложить в редакции:

"Задачи государственной программы

-

обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах;
обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств государственных казенных учреждений Ростовской области;
поддержание в постоянной готовности и реконструкция региональной системы оповещения населения Ростовской области;
создание и обеспечение современной эффективной системы вызова экстренных оперативных служб;
внедрение комплексной многоуровневой системы, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них".


1.3. Подраздел "Целевые индикаторы и показатели государственной программы" изложить в редакции:

"Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

количество выездов пожарных и спасательных подразделений на пожары, чрезвычайные ситуации и происшествия;
количество спасенных людей и людей, которым оказана экстренная помощь при пожарах, чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
количество подготовленных специалистов территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема РСЧС) и специалистов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - специалистов системы-112);
доля населения, охваченного региональной системой оповещения;
доля населения Ростовской области, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернут аппаратно-программный комплекс "Безопасный город".


1.4. Подраздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в редакции:

"Ресурсное обеспечение государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы составляет 5307023,2 тыс. рублей,
в том числе:
в 2014 году - 681470,9 тыс. рублей;
в 2015 году - 788587,6 тыс. рублей,
из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 34006,9 тыс. рублей;
в 2016 году - 743795,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 760293,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 985558,1 тыс. рублей;
в 2019 году - 662339,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 718985,5 тыс. рублей;
средства областного бюджета:
всего - 5307023,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 681470,9 тыс. рублей;
в 2015 году - 788587,6 тыс. рублей,
из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 34006,9 тыс. рублей;
в 2016 году - 743795,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 760293,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 985558,1 тыс. рублей;
в 2019 году - 662339,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 718985,5 тыс. рублей,
из них безвозмездные поступления в областной бюджет за счет средств федерального бюджета - 22800,6 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 22800,6 тыс. рублей".


1.5. Подраздел "Ожидаемые результаты реализации государственной программы" изложить в редакции:

"Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

снижение рисков возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на воде и смягчение их возможных последствий;
повышение уровня безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах;
повышение уровня оперативности реагирования пожарных и спасательных подразделений;
улучшение процесса повышения уровня подготовки специалистов областной подсистемы РСЧС к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечение хранения и обновления материального резерва для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
улучшение системы информирования населения Ростовской области для своевременного доведения информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
проведение профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, чрезвычайных ситуаций и происшествий на воде;
повышение готовности населения к действиям при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций и происшествий на воде;
обеспечение населения Ростовской области современной системой-112;
повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории Ростовской области;
повышение оперативности взаимодействия дежурных, диспетчерских, муниципальных служб при реагировании на угрозы общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципальных образований Ростовской области;
повышение качества мероприятий по прогнозированию, мониторингу, предупреждению и ликвидации возможных угроз, а также по контролю за устранением последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений".


2. Разделы 1 - 4 изложить в редакции:


"Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБСТАНОВКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ


Сферой реализации государственной программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

На территории Ростовской области существуют угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннего половодья, нагонных явлений, паводков, лесных пожаров, сильных ветров, снегопадов, засухи.

Наибольшую угрозу для населения Ростовской области представляют природные чрезвычайные ситуации, обусловленные повышением уровня воды на водоемах и лесными пожарами. В зонах подтопления проживают 89,8 тыс. человек, на территориях, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, - 21,9 тыс. человек.

Техногенную угрозу представляют потенциально опасные объекты: 2 радиационно опасных, 1 биологически опасный, 84 химически опасных, 454 взрывопожароопасных и 44 гидродинамически опасных.

Наиболее крупномасштабными по последствиям для населения могут быть чрезвычайные ситуации, возникшие в результате гидродинамической аварии на Цимлянской гидроэлектростанции и радиационной аварии на Ростовской атомной электростанции.

Количество людей, эвакуируемых из опасных зон при наихудших сценариях развития гидродинамической аварии на Цимлянской гидроэлектростанции, может составить 240 тыс. человек, а радиационной аварии на Ростовской атомной электростанции - 216 тыс. человек.

Ежегодно в Ростовской области происходят пожары, дорожно-транспортные происшествия, происшествия на водных объектах, периодически возникают очаги опасных болезней животных, аварии на объектах жизнеобеспечения и другие происшествия и чрезвычайные ситуации, при которых для оказания квалифицированной помощи в их ликвидации требуется привлечение спасателей и пожарных.

За период с 2010 по 2012 год на территории Ростовской области произошло:

63 чрезвычайных ситуации, в которых пострадало 314 человек и погибло 30 человек;

10763 пожара, на которых погибли 893 человека;

1724 дорожно-транспортных происшествия, к ликвидации которых привлекались спасатели;

817 происшествий на воде, в результате которых утонули 323 человека.

Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по обеспечению предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на территории Ростовской области, а также осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности подведомственных ему областных государственных казенных учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и пожарной безопасности.

Для ликвидации пожаров, происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области за счет средств областного бюджета создана группировка сил и средств государственных казенных учреждений Ростовской области "Противопожарная служба Ростовской области", "Ростовская областная поисково-спасательная служба" и "Ростовская областная поисково-спасательная служба во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации", а за счет местных бюджетов созданы 20 аварийно-спасательных формирований.

С 2010 по 2012 год пожарными и спасателями выполнено более 6,5 тысяч выездов для оказания экстренной помощи людям; в происшествиях и чрезвычайных ситуациях спасено и оказана помощь 3,8 тыс. человек.

В Ростовской области с 2011 по 2012 год за счет областного бюджета построено 36 пожарных частей, все пожарные и спасательные подразделения государственных казенных учреждений оснащены современной пожарной, аварийно-спасательной техникой и оборудованием.

Выполнение соответствующих мероприятий обеспечило сокращение времени реагирования пожарных и спасательных расчетов на пожары, чрезвычайные ситуации, происшествия и расширило оперативные возможности пожарных и спасателей по оказанию своевременной и квалифицированной помощи людям, попавшим в беду.

В результате этого количество спасенных людей увеличилось по сравнению с показателями 2009 года:

в 2011 году на 65 процентов;

в 2012 году на 68 процентов.

Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу - спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.

Для хранения областного материального резерва на особый период и случай возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций создано государственное казенное учреждение Ростовской области "Склады гражданской обороны" ("Склады ГО"). В течение 2011 - 2012 годов произведен капитальный ремонт помещений, кровли складов и закуплено 5,5 тыс. штук современных средств индивидуальной защиты органов дыхания для неработающего населения области.

Важную роль в управлении силами и средствами занимает подготовка и дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. В целях подготовки квалифицированных кадров в области функционирует государственное казенное учреждение Ростовской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ростовской области"; в данном учреждении ежегодно выполняются мероприятия по улучшению материально-технической базы, процесса подготовки специалистов. Всего с 2010 по 2012 год подготовлено и обучено 5 тыс. человек.

Для оперативного реагирования на поступающие от граждан вызовы экстренных служб в Ростовской области действует единый номер "112" на базе 55 единых дежурно-диспетчерских служб городских округов и муниципальных районов области. С 2010 по 2012 год на номер "112" поступило от граждан более 2 млн звонков.

Одной из важнейших задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение своевременного оповещения руководящего состава и населения. В этих целях в Ростовской области создана и функционирует региональная автоматизированная система централизованного оповещения. В настоящее время общий охват населения оповещением техническими средствами составляет 84,8 процента.

Несмотря на ежегодные улучшения показателей по количеству спасенных людей, проблемы пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Ростовской области решены не полностью.

Для анализа текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы принят 2012 год.

Так, в 2012 году:

при пожарах погибли 284 человека (в 2011 году - 300 человек), травмированы 511 человек (в 2011 году - 581 человек), прямой материальный ущерб причинен в размере 50317,0 тыс. рублей;

в результате чрезвычайных ситуаций погибли 12 человек (в 2011 году - 5 человек), пострадали 68 человек (в 2011 году - 65 человек), материальный ущерб составил 841360,0 тыс. рублей;

на водоемах Ростовской области погиб 71 человек (в 2011 году - 104 человека).

Тушение пожаров и аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения пожарных и спасателей.

Зоны ответственности подразделений областных поисково-спасательных служб составляют 3 - 6 муниципальных образований, поэтому для своевременной доставки оснащения и спасательных расчетов к местам работ необходимы специальные автотранспортные и плавсредства.

Для выполнения спасателями работ в отрыве от мест базирования требуется специальное оборудование для автономной работы и жизнеобеспечения.

Исходя из существующих угроз в Ростовской области должны быть противопожарные и спасательные подразделения, которые нужно поддерживать в постоянной готовности и оснащать современной техникой и оборудованием для:

тушения пожаров в жилом секторе, на объектах экономики и социальной сферы, в лесах и ландшафтных пожаров;

ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

спасения людей на водных объектах;

проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при взрывах, обрушениях зданий и сооружений;

проведения газоспасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий аварийных выбросов химически опасных веществ;

ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

проведения пиротехнических работ;

оказания помощи в ликвидации биолого-социальных чрезвычайных ситуаций и при авариях на объектах жизнеобеспечения.

Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от граждан вызовы экстренных служб приобрела особую остроту в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям населения. В Ростовской области в 2012 году по единому номеру "112" от граждан поступило более 1 млн обращений по оказанию помощи, что почти в 10 раз больше по сравнению с 2011 годом. Как показывает опыт работы экстренных оперативных служб, для эффективного оказания помощи пострадавшим при крупных происшествиях и чрезвычайных ситуациях требуется оперативное привлечение сразу нескольких экстренных служб.

Проблемой, требующей решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы граждан экстренных служб по единому номеру "112".

Проблемой при обеспечении своевременного оповещения населения является моральное и физическое устаревание оборудования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (более 80 процентов системы оповещения построено на базе оборудования выпуска 1974 года). Для решения данной проблемы необходимо проведение модернизации оборудования в пределах всей Ростовской области, что предполагает достаточно большой срок выполнения работ и выделение значительных финансовых средств из областного бюджета.