ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 года N 384
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24 ЯНВАРЯ 2013 Г. N 20
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26.07.2021 на основании постановления Правительства Амурской области от 05.07.2021 N 442.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей Правительство Амурской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Амурской области от 24 января 2013 года N 20 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей" (в редакции постановления Правительства Амурской области от 25 октября 2016 года N 468) следующие изменения:
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Министерству социальной защиты населения Амурской области (Н.В.Киселёва), министерству образования и науки области (М.Г.Селюч), министерству здравоохранения Амурской области (Н.Л.Тезиков), министерству культуры и архивного дела Амурской области (О.А.Юркова), министерству по физической культуре и спорту Амурской области (Ю.А.Кретов), управлению занятости населения Амурской области (Е.А.Дуленова), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Амурской области обеспечить выполнение утвержденного Порядка.".
2. В Порядке межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей:
1) пункт 1.1 раздела I изложить в следующей редакции:
"1.1. Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей (далее - Порядок) разработан в целях обеспечения взаимодействия и согласованной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам:
предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому;
обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявления и пресечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.";
2) раздел II изложить в следующей редакции:
"II. Основные понятия
2.1. Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
2.2. Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.
2.3. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
2.4. Жестокое обращение с детьми - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами ребенка, применение недопустимых способов воспитания (грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации). Жестокое обращение может выражаться в форме действия или бездействия родителей (законных представителей), наносящего вред здоровью или развитию ребенка.
2.5. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
2.6. Индивидуальная программа реабилитации семьи и детей (далее - ИПР) - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении либо относящихся к "группе риска". ИПР разрабатывается на срок 3 месяца на основе данных диагностики состояния и развития несовершеннолетнего и реабилитационных ресурсов семьи, рассматривается на межведомственном консилиуме специалистов и утверждается его председателем.
2.7. Куратор "случая" - должностное лицо, организующее и осуществляющее индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьей через разработку ИПР, координацию деятельности по ее выполнению, регулярный мониторинг эффективности осуществляемых мероприятий.
2.8. Межведомственный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный при органе местного самоуправления городского округа или муниципального района (далее - ОМС) в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам и осуществляющий контроль за выполнением ИПР.
2.9. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
2.10. Открытие "случая" - принятие решения о начале работы с несовершеннолетним и его семьей.
2.11. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
2.12. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, - семья, жизнедеятельность которой нарушена объективными обстоятельствами (болезнь, безработица, малообеспеченность, социальное сиротство и т.д.) и которая не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности самостоятельно.
2.13. Семья "группы риска" - семья, имеющая в своем составе лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия, в которой отсутствует контроль за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей (законных представителей) к успеваемости ребенка) и (или) в которой нарушены детско-родительские отношения, и (или) в которой дети совершают самовольные уходы из семьи.
2.14. Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, соответствующая следующим критериям:
1) наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
2) привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;
3) совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение;
4) привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.";
3) в разделе III:
а) в пункте 3.2:
в абзаце четвертом слова "органа местного самоуправления" заменить словами "ОМС";
в абзаце десятом слова "органы местного самоуправления" заменить словами "ОМС";
б) абзац седьмой пункта 3.3 изложить в следующей редакции:
"ОМС, организации и уполномоченные должностные лица (данного уровня) при выявлении детей, нуждающихся в государственной защите, и устранении нарушения их прав и законных интересов взаимодействуют с сотрудниками территориальных органов внутренних дел по Амурской области.";
4) в разделе IV:
а) в абзаце первом подпункта 4.1.2 пункта 4.1 слова "фактов семейного неблагополучия" заменить словами "фактов, угрожающих безопасности ребенка";
б) в пункте 4.2:
абзац первый подпункта 4.2.1 изложить в следующей редакции:
"4.2.1. Орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня регистрации служебного сообщения или сообщения, поступившего от физических и юридических лиц, в том числе в устной форме (за исключением случаев отобрания ребенка (детей) в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 настоящего Порядка), обязан провести обследование условий жизни ребенка (детей) и его (их) семьи и при установлении факта отсутствия попечения его (их) родителей или его (их) родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка (детей) до решения вопроса о его (их) устройстве.";
подпункт 4.2.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Если семья относится к категории семей, находящихся в социально опасном положении, органы опеки и попечительства направляют копию акта обследования условий жизни ребенка (детей) и его (их) семьи в КДН и ЗП для организации работы согласно разделу VI настоящего Порядка. В случае если семья относится к категории "группы риска" или к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, решение об открытии "случая" по форме согласно приложению N 4, копию акта обследования условий жизни ребенка (детей) и его (их) семьи направляют органы опеки и попечительства в организацию, определенную ответственной за работу с ребенком (детьми) и его (их) семьей.";
в) в пункте 4.3:
подпункт 4.3.1 изложить в следующей редакции:
"4.3.1. Организация, ответственная за работу с ребенком (детьми) и его (их) семьей, в течение 3 дней со дня получения решения об открытии "случая" приказом назначает куратора "случая" из числа специалистов по работе с семьей и детьми. Копия приказа направляется в орган опеки и попечительства и приобщается к решению об открытии "случая" и служебному сообщению.
Если семья относится к категории семей, находящихся в социально опасном положении, приказ о назначении куратора "случая" направляется в КДН и ЗП и приобщается к постановлению об открытии "случая". Данные приказа о назначении куратора "случая" вносятся КДН и ЗП в журнал учета семей, находящихся в социально опасном положении.
В случае обслуживания семей, проживающих в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, организация работы с семьей осуществляется при содействии специалистов органов и организаций (образовательных, медицинских и иных организаций), расположенных в таких населенных пунктах, в рамках установленных полномочий. Организация, ответственная за работу со "случаем", вправе заключить с ОМС или иными организациями соглашение о сотрудничестве в рамках установленных полномочий.
Куратор "случая":
в течение 3 дней с момента назначения его куратором "случая" посещает семью с целью знакомства и анализа внутренних ресурсов семьи и оформляет первичный акт обследования семьи по форме согласно приложению N 4_1 к настоящему Порядку;
с участием специалистов организаций, принимающих участие в выявлении и предотвращении семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей, совместно с семьей разрабатывает на 3 месяца ИПР по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и представляет ее на согласование в межведомственный консилиум специалистов не позднее 30 дней со дня получения решения об открытии "случая". Если семья относится к категории семей, находящихся в социально опасном положении, ИПР направляется в КДН и ЗП не позднее 30 дней со дня получения постановления об открытии "случая";
присутствует на межведомственном консилиуме специалистов, собранном КДН и ЗП для утверждения ИПР;
организует комплексную работу с семьей и ребенком, направленную на создание социально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, устанавливает с семьей доверительные отношения и оказывает ей содействие в своевременном получении семьей социальных услуг;
координирует и контролирует выполнение мероприятий ИПР семьей и специалистами органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
готовит информацию о проделанной работе с семьей по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку к заседанию межведомственного консилиума специалистов, после рассмотрения информации о проделанной работе с семьей на межведомственном консилиуме специалистов направляет ее копию в органы опеки и попечительства с целью внесения сведений в журнал учета детей, находящихся в семьях, в которых родители (законные представители) своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, а если семья относится к категории семей, находящихся в социально опасном положении, - в КДН и ЗП с целью внесения сведений в журнал учета семей, находящихся в социально опасном положении.";
абзац пятый подпункта 4.3.5 после слов "учреждения системы профилактики" дополнить словами "безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
г) дополнить пунктом 4.7 следующего содержания:
"4.7. Алгоритм действий ответственного секретаря КДН и ЗП указан в приложении N 10 к настоящему Порядку.";
5) дополнить разделом VI следующего содержания:
"VI. Порядок признания несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации с ними индивидуальной профилактической работы
6.1. КДН и ЗП регистрирует поступившую от органов опеки и попечительства копию акта обследования условий жизни ребенка (детей) и его (их) семьи в журнале учета семей, находящихся в социально опасном положении, ведение которого осуществляется по форме согласно приложению N 11 к настоящему Порядку в день его поступления. В этот же день КДН и ЗП собирает межведомственный консилиум специалистов для принятия решения о признании ребенка (детей) и его (их) семьи находящимися в социально опасном положении (решения о начале работы с несовершеннолетним (и) и (или) семьей) и готовит проект постановления об открытии "случая" по форме согласно приложению N 12 к настоящему Порядку.
КДН и ЗП в течение одного рабочего дня после заседания межведомственного консилиума специалистов оформляет протокол и постановление об открытии "случая" и направляет его копию в организацию, определенную ответственной за работу с ребенком (детьми) и его (их) семьей. Реквизиты постановления заносит в журнал учета семей, находящихся в социально опасном положении.
6.2. При наличии в АИС "Семья и дети" электронного личного дела семьи сведения о дате возобновления работы с семьей вносятся КДН и ЗП в течение одного рабочего дня со дня принятия постановления об открытии "случая".
В случае если семья выявлена впервые и электронное личное дело на нее в АИС "Семья и дети" не сформировано, ввод данных в АИС "Семья и дети" осуществляется согласно подпункту 4.3.2 пункта 4.3 настоящего Порядка.
6.3. КДН и ЗП в течение одного рабочего дня с момента поступления ИПР от ответственной организации за работу со "случаем" на утверждение собирает межведомственный консилиум специалистов для корректировки и утверждения ИПР и готовит проект постановления об утверждении ИПР семьи по форме согласно приложению N 13 к настоящему Порядку.
6.4. КДН и ЗП в течение одного рабочего дня после утверждения ИПР на межведомственном консилиуме специалистов оформляет постановление об утверждении ИПР и его копию вместе с ИПР направляет в организацию, определенную ответственной за работу с ребенком (детьми) и его (их) семьей. Реквизиты постановления заносит в журнал учета семей, находящихся в социально опасном положении.";
6) приложение N 1 к Порядку изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
7) приложение N 8 к Порядку изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
8) приложение N 9 к Порядку изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
9) дополнить Порядок приложениями N 10 - N 13 согласно приложениям N 4 - N 7 соответственно к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
А.А.КОЗЛОВ