ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2017 года N 455


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 20 МАРТА 2015 Г. N 124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2015 - 2017 ГОДЫ)"


Правительство Республики Коми постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 20 марта 2015 года N 124 "Об утверждении региональной программы "Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 - 2017 годы)" следующее изменение:

региональную программу "Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 - 2017 годы)", утвержденную постановлением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Коми
от 24 августа 2017 года N 455


"Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 20 марта 2015 года N 124
(приложение)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2015 - 2017 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ региональной программы "Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 - 2017 годы)"

Основание для разработки Программы

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам занятости в моногородах от 12 ноября 2013 г. N ДМ-П12-84пр

Ответственный исполнитель Программы

Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми

Участники Программы

Министерство экономики Республики Коми;

Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми;

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми;

администрация муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми (по согласованию);

администрация муниципального образования городского округа "Инта" Республики Коми (по согласованию);

администрация муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" Республики Коми (по согласованию);

администрация муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" Республики Коми (по согласованию)

Цель Программы

обеспечение устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми

Задачи Программы

1) сохранение социальной стабильности;

2) улучшение качества городской среды;

3) создание условий для развития, модернизации и диверсификации экономики

Целевые индикаторы (показатели) Программы

уровень регистрируемой безработицы;

численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости;

доля занятых на градообразующем предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования;

количество созданных (реконструированных) объектов инженерной и социальной инфраструктуры;

число субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

среднесписочная численность работников средних и малых предприятий (без внешних совместителей);

объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства)

Сроки реализации Программы

2015 - 2017 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы на 2015 - 2017 годы - 6 932 036,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 2 406 168,1 тыс. рублей;

Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 195 158,6 тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Коми - 4 172 481,4 тыс. рублей;

за счет средств местных бюджетов - 49 714,1 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 108 514,6 тыс. рублей.

Объем финансирования Программы по годам за счет средств:

федерального бюджета:

2015 год - 799 658,3 тыс. рублей;

2016 год - 742 741,8 тыс. рублей;

2017 год (прогноз) - 863 768 тыс. рублей;

Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

2015 год - 100 845,0 тыс. рублей;

2016 год - 80 065,4 тыс. рублей;

2017 год (прогноз) - 14 248,2 тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Коми:

2015 год - 1 271 155,1 тыс. рублей;

2016 год - 1 401 122,6 тыс. рублей;

2017 год (прогноз) - 1 500 203,7 тыс. рублей;

местных бюджетов:

2015 год - 10 359,8 тыс. рублей;

2016 год - 8 519,8 тыс. рублей;

2017 год (прогноз) - 30 834,5 тыс. рублей;

внебюджетных источников:

2015 год - 4 296,3 тыс. рублей;

2016 год - 67 253,3 тыс. рублей;

2017 год (прогноз) - 36 965 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Основные результаты реализации Программы к 2017 году (по отношению к 2013 году):

недопущение роста уровня зарегистрированной безработицы (на конец года):

Воркута - более чем 2,0 п.п;

Инта - более чем 2,6 п.п;

Жешарт - более чем 1,6 п.п;

Емва - более чем 3,7 п.п;

недопущение роста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной занятости (на конец года):

Воркута - более чем 910 чел.;

Инта - более чем 430 чел.;

Жешарт - более чем 80 чел.;

Емва - более чем 290 чел.;

снижение доли занятых на градообразующем предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования:

Воркута - не более чем на 0,5 п.п;

Жешарт - не более чем на 0,3 п.п;

Емва - не более чем на 0,2 п.п.;

рост доли занятых на градообразующем предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования в Инте - на 1,4 п.п;

число созданных (реконструированных) объектов инженерной и социальной инфраструктуры (нарастающим итогом с 2014 года):

Инта - 3 единицы;

Жешарт - 1 единица;

Емва - 1 единица;

рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей:

Инта - на 14 единиц;

Жешарт - на 29 единиц;

Емва - на 10 единиц;

рост среднесписочной численности работников средних и малых предприятий (без внешних совместителей):

Инта - 103,5%;

Жешарт - 107,5%;

Емва - 102,3%;

восстановление положительной динамики изменения показателя "Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства)" начиная с 2016 года (в 2017 году к уровню 2015 года):

Воркута - 117,6%;

Жешарт - 145,1%;

Емва - 118,6%

Управление Программой

координацию деятельности участников Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми


 I. Содержание проблемы и характеристика социально-экономического положения в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) Республики Коми


Проблемы монопрофильных муниципальных образований в Российской Федерации наиболее ярко обозначились в 2009 году на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Низкий уровень диверсификации экономики, ограниченное число предприятий определенного отраслевого профиля, создающих ситуацию экономической монопрофильности, их высокая зависимость от конъюнктуры мировых и внутренних цен определяли большую чувствительность этих населенных пунктов к последствиям кризиса.

Негативные для экономики России процессы в моногородах проявились наиболее остро, так как территориальные образования, в которых крупные (градообразующие) предприятия определяют практически все экономические и социальные процессы, более чутко реагируют на колебания внешней среды. При наличии настолько тесной связи между функционированием градообразующего предприятия и экономико-социальными аспектами жизни поселения рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого поселения как такового.

Сложная, а в ряде монопрофильных городов России критическая, с тенденцией ухудшения ситуация в экономике негативным образом отразилась на занятости и уровне жизни населения, развитии социальной инфраструктуры и социальной жизни в целом. Рост социальной напряженности в относительно благополучных ранее муниципалитетах потребовал прямого государственного вмешательства.

Для решения практических вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки монопрофильных территорий, Министерством регионального развития Российской Федерации в декабре 2009 года был сформирован общероссийский перечень из 335 моногородов, в который вошли 4 города Республики Коми - Воркута (с градообразующими предприятиями ОАО "Воркутауголь", ЗАО "Шахта Воргашорская-2"), Инта (ОАО "Компания "Интауголь"), Жешарт (ЗАО "Жешартский фанерный комбинат"), Емва (ООО "Завод ДВП"),

На начало 2010 года в моногородах Республики Коми проживали 173 тыс. человек (18,1% к общереспубликанской численности населения), при этом на Воркуту и Инту приходилось более 86% населения моногородов.

Спад промышленного производства из-за сокращения спроса на продукцию в других секторах российской экономики, а также ориентированности выпуска продукции на экспорт, изменения внутренних и мировых цен повлекли финансовые трудности градообразующих предприятий республики.

По итогам 2009 года убыточной была деятельность всех градообразующих предприятий моногородов. Начались процессы реорганизации производств, преобразования предприятий, сокращения расходов на персонал и социальные программы, численность работников на градообразующих предприятиях снизилась в большей степени, чем в целом по организациям моногородов, усилилась напряженность на рынке труда.

На базе имущественного комплекса ОАО "Компания "Интауголь", которое решением Арбитражного суда Республики Коми от 9 августа 2007 г. признано несостоятельным (банкротом), в июне 2010 года было создано новое предприятие - ОАО "Шахта "Интауголь". ОАО "Компания "Интауголь" определением Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2013 г. ликвидировано, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) завершено. Фактором риска оставалось ухудшение финансового положения компании в связи с проблемой сохранения рынков сбыта на фоне снижения угольной генерации. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16 ноября 2015 г. по делу N А29-6927/2014 АО "Шахта "Интауголь" было признано банкротом.

16 марта 2017 года путем замещения активов в ходе процедуры банкротства АО "Шахта "Интауголь" создано новое предприятие - АО "Интауголь".

В 2011 году ООО "Завод ДВП" и ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" были признаны банкротами. Имущество ООО "Завод ДВП" выкуплено вновь созданным предприятием ООО "Княжпогостский завод ДВП". В январе 2013 года промышленные мощности завода переданы ООО "СЛДК "Северный лес", в ноябре 2013 года Инвестиционная Компания "Таврический" (основной собственник) заключила договор аренды технологического оборудования завода с ООО "Плитный мир" (Владимирская область). С момента аренды Княжпогостского завода ДВП ООО "Плитный мир" работает стабильно при полной загрузке производственных мощностей, выполняя все социальные обязательства перед сотрудниками и республикой.

В мае 2012 года на производственной базе ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" было создано предприятие ООО "Промышленный комбинат древесных плит", которое арендовало имущество комбината. В сентябре 2013 года созданы новые предприятия: ООО "Жешартский фанерный комбинат", на который был переведен весь персонал ООО "Промышленный комбинат древесных плит", и ООО "Лесной промышленный комбинат", который арендует имущество комбината. В марте 2015 года ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" (в настоящее время - ООО "Жешартский ЛПК") вышел из процедуры банкротства по мировым соглашениям, которые вступили в законную силу. Несмотря на сложные экономические условия, комбинат продолжает достаточно устойчиво работать.

С июня 2012 года ЗАО "Шахта Воргашорская-2" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения структурного подразделения "Шахта "Воргашорская" к ОАО "Воркутауголь".

Одной из мер, предпринятых Правительством Республики Коми для того, чтобы ситуация в моногородах республики стабилизировалась и оставалась прогнозируемой и управляемой, стала разработка комплексных инвестиционных планов модернизации (КИПов) моногородов. Все КИПы моногородов были рассмотрены и одобрены на общественных слушаниях, а затем утверждены на муниципальном уровне. Распоряжением Правительства Республики Коми от 14 марта 2011 года N 61-р КИПы моногородов были утверждены и на республиканском уровне.

На первый план в КИПах выступили вопросы реализации новых инвестиционных производственных и инфраструктурных проектов. По каждому моногороду республики был сформирован перечень инвестиционных предложений и проектов, направленных на развитие и диверсификацию экономики моногородов, создание новых и модернизацию существующих производств, организацию новых рабочих мест.

В 2010 - 2011 годах Министерством регионального развития Российской Федерации была предложена фактически только одна модель развития моногородов: индустриальная диверсификация. При этом средства федерального бюджета направлялись на мероприятия по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации и обеспечивающей полноценное функционирование в будущем крупных инвестиционных проектов, проектов-миллиардников.

Учитывая объективные трудности и нецелесообразность организации новых крупных производств в условиях Крайнего Севера и на территориях небольших городских поселений, моногорода республики не смогли рассчитывать на данный вид государственной поддержки.

В 2012 - 2013 годах дополнительных средств на поддержку моногородов в федеральном бюджете предусмотрено не было, так как происходило постепенное освоение ранее выделенных средств ограниченным кругом моногородов.

Таким образом, проблемы большинства российских моногородов остались нерешенными, а государственная политика в их отношении потребовала корректировки.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 6616п-П16 федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности по обеспечению стабильного развития моногородов России, определено Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство).

В 2014 году Министерством разработаны и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 709 утверждены критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных, на основании которых ежегодно актуализируется перечень российских моногородов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в составе которых остались МОГО "Воркута", МОГО "Инта", МОГП "Емва" и МОГП "Жешарт" Республики Коми и в зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения были отнесены:

Воркута, Инта, Жешарт - к категории 3 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией";

Емва - к категории 2 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 668-р внесены изменения в перечень российских моногородов, в соответствии с которыми моногорода Воркута, Инта, Жешарт переведены во 2 категорию, моногород Емва - в 1 категорию (моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций).

Общая характеристика моногородов Республики Коми по состоянию на 1 января 2017 года представлена в таблице 1. В среднесрочной перспективе развитие моногородов республики будет связано как с поддержкой градообразующих предприятий, стимулированием развития малого и среднего предпринимательства, так и с формированием новых направлений специализации сферы производства и предоставления услуг, повышением инвестиционной привлекательности территорий моногородов, реализацией крупных и малых, промышленных и инфраструктурных инвестиционных проектов, в том числе в рамках территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

Создание ТОСЭР в моногородах позволит снизить социальную напряженность, развивать и диверсифицировать экономику моногородов за счет:

активизации использования природно-ресурсного потенциала;

повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечения внешних инвесторов;

создания новых постоянных и временных рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства;

обеспечения роста среднемесячной заработной платы работников организаций;

увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.

Особое внимание будет уделено повышению уровня развития социальной и технической инфраструктуры, характеризующего, как и уровень жизни населения, общую социально-экономическую ситуацию и определяющего в перспективе дальнейшее развитие любого города.

К числу общих проблем развития моногородов Республики Коми, комплексное решение которых позволит обеспечить программно-целевой метод с применением государственного регулирования и государственной поддержки, относятся:

ограниченность сферы приложения труда;

низкая предпринимательская активность населения;

низкая инвестиционная и инновационная активность местных предприятий;

устаревшие технологии, износ основных фондов предприятий, в том числе градообразующих;

высокая степень морального и физического износа основных фондов и материально-технической базы всех сфер жизнедеятельности;

несоответствие территориального устройства и благоустройства городских территорий современным требованиям.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить единый подход к развитию моногородов Республики Коми;

скоординировать действия заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми и местного самоуправления;

сформировать план мероприятий, обеспечивающих решение проблем и создающих предпосылки для устойчивого социально-экономического развития моногородов Республики Коми, в разрезе задач, ресурсов, ответственных исполнителей и сроков осуществления;

консолидировать расходы на указанные цели за счет всех источников финансирования.


 II. Правовые основы, регулирующие деятельность органов государственной власти и организаций в сфере содействия развитию монопрофильных муниципальных образований (моногородов)


Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 709 "О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р.

Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Д.Медведевым 19 августа 2014 года N 5307п-П16.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 1186 "О предоставлении из федерального бюджета в 2014 - 2017 годах субсидии некоммерческой организации "Фонд развития моногородов".

Основные направления поддержки моногородов Фондом:

а) софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований на основании соглашений, заключаемых между Фондом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»