Молодые люди сегодня больше ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии и самореализации в условиях быстро меняющегося рынка труда. Согласно исследованиям 2013 - 2014 гг. <4> порядка 40 - 45% выпускников системы профессионального образования, выходя на рынок труда, не имеют представления о конкретном месте возможного приложения полученных профессиональных навыков.
Обучающиеся делают свой профессиональный выбор под влиянием информационного поля, которое формируется (специально или неосознанно) большим количеством субъектов. В силу противоречивости интересов субъектов влияния содержание информационного поля на сегодняшний день разрозненно, мозаично и противоречиво (схема N 1 в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер).
Успешное профессиональное самоопределение молодых людей невозможно без знания ими ситуации на рынке труда, без учета приоритетов социально-экономического развития региона и стратегических интересов работодателей - ведущих предприятий, хозяйствующих субъектов региона. Но зачастую интересы экономической сферы вступают в противоречие с интересами личности, что в свою очередь порождает профессионально-квалификационное и отраслевое несоответствие, территориальное расхождение спроса и предложения на рабочую силу и иные проблемы. <5>
Сложившаяся ситуация негативно отражается на функционировании системы профессионального образования. В 2014 году региональное задание на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена было выполнено на 92,3%, по программам подготовки квалифицированных рабочих на 83,7%, по программам подготовки специалистов среднего звена на 94,8%. Не выполнены контрольные цифры приема по профессиям и специальностям промышленно-технического профиля (86%) и сельского хозяйства (88,5%). <6>
________________
<1> Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Разработана в Центре профессионального образования ФГАУ "ФИРО". Авторы: В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко.
<2> Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года одобрена Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (протокол N 25 от 03.06.2014)
<3> Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года // http://samregion.ru/
<4> Социологическое исследование "Сформированность профессионального выбора и самоопределение на рынке труда выпускников профессионального образования Самарской области", ЦПО Самарской области, 2013 год; "Исследование профессиональных предпочтений учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Самарской области: влияние профориентационных мероприятий на профессиональное самоопределение школьников", ЦПО Самарской области, 2014 год.
<6> Итоги приемной кампании 2014 года и проект контрольных цифр приема граждан для обучения по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет средств бюджета Самарской области на 2015 год (материалы заседания Координационного совета по кадровой политике при Губернаторе Самарской области от 25.12.2014)