Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА


2. Актуальная ситуация


Молодые люди сегодня больше ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии и самореализации в условиях быстро меняющегося рынка труда. Согласно исследованиям 2013 - 2014 гг. <4> порядка 40 - 45% выпускников системы профессионального образования, выходя на рынок труда, не имеют представления о конкретном месте возможного приложения полученных профессиональных навыков.

Обучающиеся делают свой профессиональный выбор под влиянием информационного поля, которое формируется (специально или неосознанно) большим количеством субъектов. В силу противоречивости интересов субъектов влияния содержание информационного поля на сегодняшний день разрозненно, мозаично и противоречиво (схема N 1 в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер).

Успешное профессиональное самоопределение молодых людей невозможно без знания ими ситуации на рынке труда, без учета приоритетов социально-экономического развития региона и стратегических интересов работодателей - ведущих предприятий, хозяйствующих субъектов региона. Но зачастую интересы экономической сферы вступают в противоречие с интересами личности, что в свою очередь порождает профессионально-квалификационное и отраслевое несоответствие, территориальное расхождение спроса и предложения на рабочую силу и иные проблемы. <5>

Сложившаяся ситуация негативно отражается на функционировании системы профессионального образования. В 2014 году региональное задание на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена было выполнено на 92,3%, по программам подготовки квалифицированных рабочих на 83,7%, по программам подготовки специалистов среднего звена на 94,8%. Не выполнены контрольные цифры приема по профессиям и специальностям промышленно-технического профиля (86%) и сельского хозяйства (88,5%). <6>

________________

<1> Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Разработана в Центре профессионального образования ФГАУ "ФИРО". Авторы: В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко.

<2> Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года одобрена Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (протокол N 25 от 03.06.2014)

<3> Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года // http://samregion.ru/

<4> Социологическое исследование "Сформированность профессионального выбора и самоопределение на рынке труда выпускников профессионального образования Самарской области", ЦПО Самарской области, 2013 год; "Исследование профессиональных предпочтений учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Самарской области: влияние профориентационных мероприятий на профессиональное самоопределение школьников", ЦПО Самарской области, 2014 год.

<5> Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129 "О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года"

<6> Итоги приемной кампании 2014 года и проект контрольных цифр приема граждан для обучения по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет средств бюджета Самарской области на 2015 год (материалы заседания Координационного совета по кадровой политике при Губернаторе Самарской области от 25.12.2014)