МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 10 декабря 2015 года N 479-од

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА


В целях реализации Концепции региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года, одобренной Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (протокол N 25 от 03.06.2014), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования до 2020 года (далее - Комплекс мер).

2. Определить ответственным координатором деятельности по реализации Комплекса мер в Самарской области государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр профессионального образования Самарской области (Жолобову).

3. Территориальным управлениям министерства образования и науки Самарской области (Акопьяну, Баландиной, Гороховицкой, Гусарову, Двирнику, Каврыну, Коковихину, Кочукиной, Куликовой, Пасынковой, Полищуку, Сазоновой, Светкину) обеспечить в установленный срок выполнение Комплекса мер.

4. Рекомендовать департаменту образования администрации г.о. Самары, департаменту образования мэрии г.о. Тольятти при осуществлении своей деятельности реализовать Комплекс мер.

5. Управлению организационной и информационной деятельности и документооборота министерства образования и науки Самарской области (Татаринцеву) обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном интернет-сайте министерства образования и науки Самарской области.

6. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра образования и науки Самарской области - руководителя департамента государственной службы, правового и кадрового обеспечения отрасли Загребову Л.Е.

Министр
образования и науки
Самарской области
В.А.ПЫЛЕВ



Утвержден
Приказом
министерства образования и науки
Самарской области
от 10.12.2015 N 479-од

КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА

(далее - Комплекс мер)


 1. Общие положения


Настоящий Комплекс мер разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования; основывается на целевых и смысловых ориентирах, направлениях и принципах профориентационной работы, закрепленных в Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования <1>; направлен на решение задач Концепции региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года <2> и в перспективе - на обеспечение развития кадрового потенциала Самарской области, соответствующего потребностям региональной экономики <3>.

Комплекс мер определяет основное содержание деятельности специалистов системы образования по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (далее - система СПС) на всех уровнях образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Самарской области (далее - образовательные организации Самарской области).

Стратегической целью деятельности системы СПС в системе образования Самарской области выступает обеспечение условий для эффективного профессионального самоопределения обучающихся Самарской области, предполагающего удовлетворение потребности личности в выборе профессионального (карьерного) "маршрута" в соответствии с перспективами социально-экономического развития региона.


2. Актуальная ситуация


Молодые люди сегодня больше ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии и самореализации в условиях быстро меняющегося рынка труда. Согласно исследованиям 2013 - 2014 гг. <4> порядка 40 - 45% выпускников системы профессионального образования, выходя на рынок труда, не имеют представления о конкретном месте возможного приложения полученных профессиональных навыков.

Обучающиеся делают свой профессиональный выбор под влиянием информационного поля, которое формируется (специально или неосознанно) большим количеством субъектов. В силу противоречивости интересов субъектов влияния содержание информационного поля на сегодняшний день разрозненно, мозаично и противоречиво (схема N 1 в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер).

Успешное профессиональное самоопределение молодых людей невозможно без знания ими ситуации на рынке труда, без учета приоритетов социально-экономического развития региона и стратегических интересов работодателей - ведущих предприятий, хозяйствующих субъектов региона. Но зачастую интересы экономической сферы вступают в противоречие с интересами личности, что в свою очередь порождает профессионально-квалификационное и отраслевое несоответствие, территориальное расхождение спроса и предложения на рабочую силу и иные проблемы. <5>

Сложившаяся ситуация негативно отражается на функционировании системы профессионального образования. В 2014 году региональное задание на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена было выполнено на 92,3%, по программам подготовки квалифицированных рабочих на 83,7%, по программам подготовки специалистов среднего звена на 94,8%. Не выполнены контрольные цифры приема по профессиям и специальностям промышленно-технического профиля (86%) и сельского хозяйства (88,5%). <6>

________________

<1> Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Разработана в Центре профессионального образования ФГАУ "ФИРО". Авторы: В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко.

<2> Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года одобрена Координационным советом по кадровой политике при Губернаторе Самарской области (протокол N 25 от 03.06.2014)

<3> Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года // http://samregion.ru/

<4> Социологическое исследование "Сформированность профессионального выбора и самоопределение на рынке труда выпускников профессионального образования Самарской области", ЦПО Самарской области, 2013 год; "Исследование профессиональных предпочтений учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Самарской области: влияние профориентационных мероприятий на профессиональное самоопределение школьников", ЦПО Самарской области, 2014 год.

<5> Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129 "О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года"

<6> Итоги приемной кампании 2014 года и проект контрольных цифр приема граждан для обучения по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет средств бюджета Самарской области на 2015 год (материалы заседания Координационного совета по кадровой политике при Губернаторе Самарской области от 25.12.2014)


3. Проблемы и пути их решения

 3.1. Первая проблема


Существующая организационная структура системы СПС позволяет реализовывать отдельные направления профориентационной деятельности, отдельные мероприятия, но не позволяет обеспечить непрерывность профориентационного процесса обучающихся. Привести в соответствие объективные потребности экономики в сбалансированной структуре кадров и субъективные профессиональные устремления молодежи возможно только системными решениями, согласованной работой всех структурных элементов четко выстроенной системы, обеспечивающей комплексность, преемственность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Решением указанной проблемы может стать оптимизация организационной модели региональной системы СПС, в рамках которой необходимо:

определить на уровне министерства образования и науки Самарской области концептуальные ориентиры проведения региональной политики в сфере СПС;

закрепить функции координации деятельности системы СПС, научно-методического обеспечения системы СПС за Центром профессионального образования Самарской области (отдел "Центр планирования профессиональной карьеры", далее - ЦПО Самарской области, ЦППК);

создать в образовательных округах (на базе Ресурсных центров или иных учреждений на усмотрение территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, департамента образования администрации г.о. Самара (по согласованию) и департамента образования мэрии г.о. Тольятти (по согласованию)) службы планирования профессиональной карьеры (далее - СППК), не менее одной на образовательный округ. Закрепить за СППК функцию организационно-методического сопровождения подведомственных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

определить в образовательных организациях Самарской области ответственного координатора деятельности по СПС обучающихся (далее - ответственный координатор).

Таким образом, будет создана многоуровневая модель с "веерной" иерархией (схема N 2 в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер).

Общеизвестно, что это наиболее удобная форма обработки информации, распределения функций управления по отдельным уровням и подсистемам, принятия решений на этих уровнях и в целом по системе. Как и любая модель, данная модель заключает в себе некоторые риски, например, риск неадекватного агрегирования ("свертывания", "сжатия") информации об участниках системы, подсистемах и другие риски по мере увеличения роста уровня иерархии. Возможные риски минимизируются с помощью механизма регулярного мониторинга, социологических исследований и пр. Оптимизированная система потребует четких критериев оценки эффективности деятельности субъектов, осуществляющих сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, и всей региональной системы СПС в целом. Разработка системы показателей результативности деятельности системы СПС должна быть дифференцирована по уровням образования, по уровням деятельности и по содержательным линиям. Разработанные критерии лягут в основу систематических мониторингов деятельности системы СПС.


3.2. Вторая проблема


Существующая нормативная правовая база задает общие ориентиры деятельности по СПС, но не позволяет четко обозначить, упорядочить и закрепить функциональные обязанности всех субъектов профориентационной работы в регионе, обеспечить системность работы. Непонимание руководителями образовательных организаций возлагаемых на них функций по реализации СПС, отсутствие системы мотивации и стимулирования педагогических работников, реализующих СПС "на местах", только усугубляет ситуацию.

Решением указанной проблемы может стать совершенствование нормативно-правового и организационно-распорядительного обеспечения региональной системы СПС, для этого необходимо:

разработать пакет типовых организационно-распорядительных документов, достаточный для реализации основных функций ЦППК, СППК и ответственных координаторов;

разработать предложения/проекты организационно-распорядительных документов регионального уровня по организации межведомственного взаимодействия в сфере поддержки профессионального самоопределения обучающихся и организации социального партнерства между потребителями и получателями услуг в области СПС, выстраивания эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов, имеющих влияние на профессиональное самоопределение обучающихся (схема N 3 в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер);

ввести систему мотивации и поощрения субъектов системы образования, осуществляющих СПС.

Таким образом, за каждым элементом созданной системы будут документально закреплены определенные функции и персонифицированная ответственность за их выполнение, а деятельность субъектов системы СПС унифицирована. Нормативно обеспеченное функционирование оптимизированной системы СПС создаст условия для непрерывности и преемственности процесса профессионального самоопределения обучающихся на каждом уровне образования.


3.3. Третья проблема


Качество профориентационных услуг, получаемых обучающимися, напрямую зависит от используемых технологий реализации профориентационной работы и их содержательного наполнения. В силу недостаточно высокого уровня информатизации образовательной среды образовательных организаций Самарской области по вопросам СПС педагогические работники зачастую используют устаревшие подходы, методы, сведения, статистические данные, а сами профориентационные услуги оказываются ими фрагментарно и непоследовательно.

Решением указанной проблемы может стать совершенствование информационного и учебно-методического обеспечения региональной системы СПС, для этого следует:

централизованно разработать методические материалы, содержащие описание содержания основных направлений деятельности по СПС, приоритетных для региона отраслей экономики, прогноз востребованности профессий на рынке труда и другие материалы, и разместить эти материалы в открытом доступе для всех субъектов системы СПС;

разработать единый порядок деятельности специалистов СППК и ответственных координаторов;

определить гарантированный минимум услуг для обучающихся (и их семей) по сопровождению профессионального самоопределения в системе образования и внедрить его в практику;

предусмотреть в государственных заданиях ЦПО Самарской области проведение работ по научно-методическому обеспечению системы СПС;

предусмотреть в государственных заданиях организаций, на базе которых созданы СППК, проведение работ по организационно-методическому сопровождению деятельности по СПС на территории образовательных округов.

Таким образом, будут созданы условия для информационного и учебно-методического обеспечения деятельности по СПС в соответствии с современными направлениями, технологиями, формами и методами работы, адекватными запросам региональной экономики, и определен гарантированный минимум услуг обучающимся по сопровождению профессионального самоопределения, что позволит обеспечить единое понимание сущности и объема деятельности по СПС, необходимых для функционирования региональной системы СПС.


3.4. Четвертая проблема


В образовательных организациях проводятся информационные и практические занятия, мероприятия профориентационного характера. Но реализующие их педагогические работники зачастую не обладают даже базовыми знаниями в области профориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, поэтому могут испытывать затруднения в ориентации в этой области, подменять или искажать цели и задачи профориентационной деятельности, использовать устаревшие или недостоверные источники информации.

Решением указанной проблемы должно стать кадровое обеспечение региональной системы СПС, в рамках которого необходимо:

разработать современные, актуальные программы повышения квалификации для специалистов СППК и педагогических работников, реализующих СПС;

осуществить повышение квалификации специалистов системы образования, реализующих и/или отвечающих за СПС, с использованием современных способов и методов обучения;

обеспечить регулярное методическое сопровождение специалистами СППК педагогических работников, реализующих СПС.

Таким образом, система СПС будет обеспечена кадрами, обладающими необходимыми для осуществления СПС компетенциями.


4. Механизмы реализации


Реализация Комплекса мер обеспечивается следующими механизмами:

правовым - нормативно-правовое и организационно-распорядительное обеспечение деятельности региональной системы СПС;

организационным - взаимодействие субъектов региональной системы СПС;

информационным - информационный обмен между всеми субъектами региональной системы СПС; оценка деятельности образовательных организаций по СПС; коррекция информационного поля, смещение фокуса внимания молодежи с модных профессий на востребованные; создание единого общедоступного учебно-методического ресурса для осуществления СПС;

кадровым - кадровое обеспечение региональной системы СПС;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»