АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 июля 2016 года N 1033-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"


В соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 12.07.2016 N 224 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа "Город Чита", распоряжением администрации городского округа "Город Чита" от 12 мая 2016 года N 667-р "Об утверждении организационного плана работы по разработке прогноза социально-экономического развития городского округа "Город Чита" на 2017 - 2019 гг., проекта бюджета городского округа "Город Чита" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", в целях обеспечения разработки муниципальных программ городского округа "Город Чита":

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ городского округа "Город Чита" (далее - Методические указания).

2. Руководителям отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации городского округа "Город Чита" при разработке муниципальных программ со сроком реализации, начиная с 1 января 2017 года, руководствоваться Методическими указаниями.

И.о. руководителя администрации
М.А.КУРЬЯНОВ



Утверждено
распоряжением администрации
городского округа "Город Чита"
от 14 июля 2016 года N 1033-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ городского округа "Город Чита" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ, методике оценки эффективности муниципальных программ, подготовке годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.

2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:

- муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития городского округа "Город Чита";

- подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;

- сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);

- основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели и задачи, перечень подпрограмм муниципальной программы, показатели конечных результатов реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения;

- цель муниципальной программы (подпрограммы) - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития городского округа "Город Чита" реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;

- задача муниципальной программы (подпрограммы) - совокупность взаимосвязанных заданий по осуществлению муниципальных функций, направленных на достижение цели (целей) муниципальной программы (подпрограммы);

- основное мероприятие муниципальной программы (подпрограммы) - комплекс взаимосвязанных действий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение цели муниципальной программы (подпрограммы);

- мероприятие муниципальной программы (подпрограммы) - действие (совокупность взаимосвязанных действий), направленное на выполнение основного мероприятия;

- показатель муниципальной программы (подпрограммы) - количественно выраженная характеристика достижения цели, решения задачи, выполнения подпрограммы, основного мероприятия или мероприятия муниципальной программы (подпрограммы);

- непосредственный результат муниципальной программы (подпрограммы) - характеристика объема и качества реализации мероприятия (основного мероприятия), направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);

- конечный результат реализации муниципальной программы (подпрограммы) - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) в сфере социально-экономического развития городского округа "Город Чита", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы, основного мероприятия);

- ответственный исполнитель муниципальной программы (подпрограммы) - отраслевой (функциональный) или территориальный орган администрации городского округа "Город Чита", определенный ответственным за разработку и реализацию муниципальной программы в соответствии с Перечнем муниципальных программ городского округа "Город Чита" (далее - Перечень), утвержденным администрацией городского округа "Город Чита", и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа "Город Чита", утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 12.07.2016 N 224 (далее - Порядок);

- соисполнители муниципальной программы (подпрограммы) (далее - соисполнители) - отраслевые (функциональные) или территориальные органы администрации городского округа "Город Чита", являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы, ведомственных целевых программ, основных мероприятий и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;

- участники муниципальной программы (подпрограммы) - отраслевые (функциональные) или территориальные органы администрации городского округа "Город Чита", участвующие в реализации одного или нескольких мероприятий, входящих в муниципальную программу, юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие масштабные инвестиционные проекты, осуществляющие строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, включенные в муниципальные программы городского округа "Город Чита";

- факторы риска муниципальной программы (подпрограммы) - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на основные параметры муниципальной программы (подпрограммы);

- план реализации муниципальной программы (далее - План реализации) - перечень контрольных событий по исполнению мероприятий муниципальной программы с указанием сроков и ожидаемых результатов, а также бюджетных ассигнований городского округа "Город Чита" на их реализацию на очередной финансовый год;

- мониторинг муниципальной программы - процесс наблюдения и анализа за ходом исполнения Плана реализации. Объектом мониторинга реализации муниципальной программы являются результаты реализации контрольных событий;

- контрольное событие муниципальной программы - событие, позволяющее оценить ход реализации основных мероприятий и отдельных мероприятий муниципальной программы в течение года, оказывающих существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы.

Иные понятия, используемые в данных Методических указаниях, применяются в значениях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

3. Основанием для разработки муниципальных программ городского округа "Город Чита" является утвержденный администрацией городского округа "Город Чита" Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.

4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей, участников муниципальной программы в процессе разработки проекта постановления администрации городского округа "Город Чита" об утверждении муниципальной программы, внесении в нее изменений, а также подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальной программы.

5. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:

- учета долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития городского округа "Город Чита", показателей их достижения, а также положений стратегических (программных) документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

- максимального охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Чита";

- установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных и непосредственных результатов);

- наличия у ответственных исполнителей, соисполнителей, участников муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;

- проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение задач социально-экономического развития городского округа "Город Чита" с возможностью корректировки или досрочного прекращения муниципальных программ по результатам такой оценки, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.

В соответствии с Порядком муниципальная программа включает в себя основные мероприятия и ведомственные целевые программы отраслевых (функциональных) или территориальных органов администрации городского округа "Город Чита" (далее - ВЦП), при наличии - иные программы, сгруппированные в подпрограммы.

Муниципальная программа может содержать подпрограмму, направленную на обеспечение функций отраслевых (функциональных) или территориальных органов администрации городского округа "Город Чита", необходимых для реализации муниципальной программы (далее - обеспечивающая подпрограмма).

Состав разделов муниципальной программы устанавливается Порядком, рекомендации по заполнению данных разделов устанавливаются настоящими Методическими указаниями.

6. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.

7. Ответственный исполнитель в течение 10 дней со дня утверждения муниципальной программы проводит работу по размещению муниципальной программы на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. План реализации на очередной финансовый год размещается ответственным исполнителем на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


9. Паспорт муниципальной программы (далее - паспорт) разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

10. Наименование муниципальной программы, разделы "Ответственный исполнитель программы", "Соисполнители программы" заполняются в соответствии с Перечнем.

При разработке проекта муниципальной программы состав соисполнителей муниципальной программы может быть уточнен (расширен, сокращен) без предварительного внесения изменений в Перечень, при условии включения соответствующих обоснований в документы и материалы, представляемые с проектом муниципальной программы, и последующего внесения в Перечень фактического состава соисполнителей муниципальной программы.

11. В разделе паспорта муниципальной программы "Подпрограммы" указывается перечень подпрограмм муниципальной программы в соответствии с Перечнем. Наименования подпрограмм муниципальной программы указываются полностью без сокращений, перечисление подпрограмм осуществляется в той же последовательности, в которой они отражены в паспорте муниципальной программы. Если в ходе разработки муниципальной программы возникла необходимость изменения состава подпрограмм, утвержденных в Перечне (введение новых подпрограмм, исключение подпрограмм, изменение наименований подпрограмм и т.п.), необходимые отклонения допускаются при условии включения соответствующих обоснований в документы и материалы, представляемые с проектом муниципальной программы, и последующего внесения в Перечень фактического состава подпрограмм, выделенного в утвержденной муниципальной программе.

12. Цели, задачи, а также этапы и сроки реализации программы в соответствующих разделах паспорта указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний. Формулировки целей и задач в паспорте муниципальной программы должны полностью совпадать с аналогичными формулировками, приводимыми в тексте муниципальной программы, а также приложениях к муниципальной программе.

13. В разделе паспорта муниципальной программы "Объемы и источники финансирования программы" указываются объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы на весь период реализации, а также по источникам финансирования, по каждой подпрограмме.

Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.

14. В разделе паспорта муниципальной программы "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы" приводятся запланированные к последнему году реализации муниципальной программы значения всех предусмотренных показателей конечных результатов реализации муниципальной программы.

Формулировки наименований показателей и их значения, приводимые в паспорте муниципальной программы, должны соответствовать формулировкам и значениям, приводимым в тексте муниципальной программы и приложениях к ней.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


15. Структура и наименования разделов муниципальной программы должны соответствовать структуре и наименованиям разделов, включенных в пункт 2.2 Порядка.

16. В разделе "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития городского округа "Город Чита" приводится описание (анализ) текущего состояния соответствующей сферы и основных проблем.

При анализе текущего состояния рекомендуется приводить количественные характеристики развития сферы, включая статистическую информацию, отражать специфику развития конкретной области, проблемы и задачи, на которые направлена реализация муниципальной программы.

Проблемы рекомендуется формулировать четко - в виде перечня.

Проблемы целесообразно увязывать с решаемыми в рамках муниципальной программы задачами и реализуемыми основными мероприятиями (мероприятиями). В разделе не следует описывать проблемы, на решение которых муниципальная программа не направлена.

17. В разделе "Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы" приводятся наименования целей муниципальной программы, а затем для каждой из целей перечисляются задачи, направленные на их достижение.

17.1. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам в сфере реализации муниципальной программы и предполагать улучшение состояния дел в соответствующей сфере.

Рекомендуемое количество целей 1 - 3. При необходимости допускается установление большего числа целей.

Рекомендуется, чтобы формулировка цели отвечала на вопрос о том, "зачем" реализуется муниципальная программа. Из формулировок целей должна следовать направленность на улучшение состояния дел в соответствующей сфере, для чего рекомендуется использовать слова "улучшение", "повышение эффективности" и т.п.

Формулировка цели должна обладать следующими свойствами:

- специфичность (соответствие сфере реализации муниципальной программы);

- конкретность (формулировки должны быть четкими, не допускающими произвольного или неоднозначного толкования);

- измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных показателей (индикаторов));

- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);

- релевантность (цель должна соответствовать ожидаемым конечным результатам реализации программы);

- краткость, ясность, отсутствие специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения, а также описания путей, средств или методов достижения цели.

Не рекомендуется формулировать стратегическую цель как функцию отраслевого (функционального) или территориального органа администрации городского округа "Город Чита" из положения о нем либо как полномочие органа местного самоуправления, установленное Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

17.2. Задачи муниципальной программы определяют пути достижения целей муниципальной программы.

Задачи муниципальной программы должны коррелировать с подпрограммами: для решения одной задачи муниципальной программы рекомендуется предусматривать одну (при необходимости - несколько) подпрограмм.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»