ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2017 года N 624
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА N 1222
Правительство области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года N 1222, следующие изменения:
1.1. В паспорте Государственной программы:
1.1.1. позицию "Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета" изложить в следующей редакции:
"
Объемы финансового обеспечения Государственной программы за счет средств областного бюджета | объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы из средств областного бюджета составит 20356384.2 тыс. рублей, в том числе по годам: |
";
1.1.2. в позиции "Ожидаемые результаты реализации Государственной программы":
цифры "7.7" заменить цифрами "10.2";
цифры "7.5" заменить цифрами "10.0".
1.2. В разделе 3 "Финансовое обеспечение Государственной программы":
в абзаце первом цифры "20333500.1" заменить цифрами "20356384.2";
в абзаце шестом цифры "2149689.4" заменить цифрами "2133978.7";
в абзаце седьмом цифры "2129600.8" заменить цифрами "2149179.2";
в абзаце восьмом цифры "2018639.9" заменить цифрами "2127656.3";
в абзаце одиннадцатом цифры "12663338.7" заменить цифрами "12708615.1";
в абзаце шестнадцатом цифры "1108028.1" заменить цифрами "1153304.6";
в абзаце двадцатом цифры "7670161.4" заменить цифрами "7647769.1";
в абзаце двадцать четвертом цифры "1041661.3" заменить цифрами "980674.1";
в абзаце двадцать пятом цифры "1061795.0" заменить цифрами "1081373.5";
в абзаце двадцать пятом цифры "1040834.1" заменить цифрами "1059850.5".
1.3. Раздел 4 "Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы и прогноз конечных результатов реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"4. Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы и прогноз конечных результатов реализации Государственной программы
Стратегическим направлением реализации Государственной программы является создание стабильного, конкурентоспособного, динамично развивающегося экспортно-ориентированного агропромышленного комплекса, обеспечивающего по объемам производства продовольственными товарами население области.
Динамика развития агропромышленного комплекса области на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохранится сложная макроэкономическая обстановка, что увеличит вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Государственной программе, будет способствовать устойчивому развитию агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области, позволит получить значительные экономический, социальный и экологический эффекты. Это выразится в сохранении и улучшении плодородия почвы, повышении качества жизни населения (особенно сельского), росте эффективности и конкурентоспособности организаций агропромышленного комплекса и потребительского рынка области.
Увеличения производства продукции сельхозтоваропроизводителями удастся достичь за счет использования современных технологий, повышения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота и птицы, проведения мероприятий по повышению почвенного плодородия. Увеличению валовых показателей в агросекторе будет также способствовать масштабное применение энергонасыщенной техники, что позволит выполнять весь комплекс полевых работ в пределах рекомендуемых агротехнических сроков, снизить потери урожая, расход материально-технических ресурсов, повысить производительность труда и качество кормов.
Деятельность консультационного центра в агропромышленном комплексе будет способствовать ускорению освоения достижений научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе области, что в свою очередь позволит интенсифицировать процессы производства, повысить эффективность и конкурентоспособность отраслей комплекса, улучшить качество выпускаемой продукции. Этот эффект будет также достигнут в результате увеличения доли организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, работающих в соответствии с требованиями международных стандартов (ИСО, ХАССП).
Реализация мероприятий Государственной программы также создаст условия для улучшения финансового состояния сельхозтоваропроизводителей. Развитие социальной, инженерной инфраструктур в сельской местности, улучшение условий труда и уровня его оплаты повысят привлекательность сельского хозяйства для молодых специалистов, позволят снизить остроту кадрового вопроса для аграриев, приведут к сокращению сельской безработицы и снижению напряженности в городских агломерациях.
Повышение устойчивости деятельности агропромышленного комплекса будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов), а также показателей (индикаторов) по соответствующим подпрограммам, включенным в Государственную программу.
По итогам реализации Государственной программы ожидаются следующие результаты:
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ожидается в 2020 году по отношению к 2012 году на 13.2%, в том числе продукции растениеводства - на 8.4%, продукции животноводства - на 15.6% (будет достигнуто за счет увеличения производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах области);
объем сельскохозяйственной продукции, произведенной сельхозтоваропроизводителями области, в расчете на 1 жителя области к 2020 году по отношению к 2016 году увеличится на 21.5%;
увеличение производства пищевых продуктов ожидается в 2020 году по отношению к 2012 году на 12.4% (будет достигнуто за счет увеличения объемов производства в связи с реализацией нескольких крупных инвестиционных проектов в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности в 2016 - 2020 годах);
объем бюджетных средств, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства, в расчете на 1 жителя области к 2020 году по отношению к 2016 году увеличится в 1.4 раза;
энергоемкость сельскохозяйственного производства к 2020 году по отношению к 2016 году уменьшится в 1.3 раза;
повышение уровня рентабельности в сельхозорганизациях (с учетом субсидий) в 2020 году планируется на 10.2 процентного пункта к 2012 году - до 10.0%;
рост среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2020 году составит в 1.8 раза по сравнению с 2012 годом;
индекс производительности труда к 2020 году составит 100.3%;
количество высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году достигнет 2.123 тыс. единиц.
Кроме того, валовой сбор зерна повысится к 2020 году до 225.0 тыс. тонн против 202.4 тыс. тонн в среднем за 2009 - 2012 годы - более чем на 11%, что позволит обеспечить собственным фуражным зерном крупный рогатый скот. Этому будут способствовать меры по повышению плодородия почв, обеспечению развития семеноводства, а также расширению площади посева.
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, возрастет к 2020 году до 480.1 тыс. тонн, или 118.8% к уровню 2012 года, производство скота и птицы на убой в живом весе сохранится на уровне 46.3 тыс. тонн, яйца - на уровне 540 млн. штук. Основной прирост будет обеспечен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава, а также улучшения условий содержания животных, организации труда на животноводческих фермах и комплексах, совершенствования технологии производства.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства составит около 1.1%. Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве за счет использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций.
Кроме того, рост производства сельскохозяйственной продукции позволит сократить импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и создаст для сельхозпроизводителей стимул к экспорту своей продукции.
Основными условиями достижения роста показателей сельского хозяйства в области на период до 2020 года являются:
поддержание эпизоотической ситуации, обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия в области, своевременное проведение комплекса противоэпизоотических мероприятий;
переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
создание условий для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Для выхода на указанные показатели необходимо обеспечить положительную динамику развития отраслей, которая может быть обеспечена только при запланированных объемах государственной поддержки.
Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе. Расчет значения целевых показателей (индикаторов) Государственной программы осуществляется на основании статистических данных, публикуемых ежегодно в статистических сборниках, и ведомственной отчетности.
В соответствии с соглашениями, заключенными между Правительством Вологодской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, определены сведения о показателях результативности (целевых показателях) предоставления субсидий из федерального бюджета:
на 2014 год - в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 250/17, приведены в приложении 2-а к Государственной программе;
на 2015 год - в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 54/17-с, приведены в приложении 2-б к Государственной программе;
на 2016 год - в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 8 февраля 2016 года N 415/17-с, приведены в приложении 2-г к Государственной программе;
на 2017 год - в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета: от 16 февраля 2017 года N 082-08-219, от 16 февраля 2017 года N 082-08-298, от 16 февраля 2017 года N 082-08-1040, от 16 февраля 2017 года N 082-08-1098, от 21 февраля 2017 года N 082-08-055, приведены в приложении 2-д к Государственной программе.
Сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых показателей (индикаторов) Государственной программы приведены в приложении 2-в к Государственной программе.
Вместе с тем достижению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2017 год и до 2020 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
1) макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары отечественного экспорта, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения.
Сложность управления этой группой рисков обусловливается тем, что их особенность заключается в высокой изменчивости существенных характеристик, а также тем, что они находятся в тесной взаимосвязи с другими видами рисков, и в первую очередь с политическими. Более того, учитывая такие тенденции развития российской экономики в целом и АПК страны, как либерализация валютного законодательства, государственные интервенции на продовольственном рынке, данная группа рисков приобретает ключевое значение в прогнозировании и разработке механизмов защиты от неблагоприятных последствий при реализации инновационных проектов.
В целом большое количество инновационных проектов в отраслях АПК демонстрирует высокую степень зависимости результатов от динамики цен на вырабатываемую пищевую продукцию и сельскохозяйственные продукты, валютных курсов и процентных ставок. Эта зависимость обусловлена тем, что указанные факторы оказывают существенное влияние на формирование затрат и выручки от реализации, то есть денежных потоков инновационного проекта на стадии его реализации.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. И хотя эти риски прямо не затрагивают агропроизводство, но косвенно они оказывают существенное влияние на все народное хозяйство, в том числе и на сельское хозяйство, вызывая увеличение цен на потребляемые ресурсы, технику.
С изменением курса национальной валюты связаны и инфляционные риски. Эти риски в большей степени затрагивают сельское хозяйство, так как из-за специфики отрасли оборот денежных средств в ней происходит медленными темпами, не сравнимыми с темпами инфляции, в результате сельхозпроизводители несут большие убытки. По Вологодской области за 2015 год уровень инфляции составил 11.2%, что, однако, на 1.7% ниже, чем по Российской Федерации в целом (12.9%).
Кредитные риски связаны с опасностью невозврата, неполного или несвоевременного возврата кредитов. Особенно остро эта проблема стоит в сельском хозяйстве. На 1 января 2016 года кредиторская задолженность организаций АПК перед кредитными организациями составляет 23.2 млрд. рублей.
Также макроэкономические риски сопряжены, особенно в ближайшие годы, с сохранением кризисной ситуации и ее последствиями для экономики страны в целом. Недостаточность финансовой поддержки АПК может вызвать замедление выхода его из кризиса, дальнейшее снижение инвестиционных возможностей и развитие стагнационных процессов.
Одновременно на финансовое положение отрасли может оказать влияние продолжающееся удорожание материально-технических, в том числе энергетических, ресурсов.
В декабре 2015 года индекс цен на электроэнергию, отпущенную сельскохозяйственным товаропроизводителям, по отношению к декабрю 2014 года составил 112.6%, топливо дизельное - 105.3%, тракторы общего назначения - 104.1%, комбайны зерноуборочные - 104.4%, средства защиты растений - 109.9%.
Одним из важных факторов, который будет определять восстановление и развитие сельского хозяйства, является рост реальных доходов населения, особенно в группах с наименьшим их уровнем;