Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030 ГОДА

Таблица 10


Налоговые поступления в доходную часть бюджета города Севастополя по видам экономической деятельности, 2016 год

Виды деятельности

Налоговые поступления в бюджет субъекта (млн руб.)

Налог на прибыль организаций (млн руб.) - 21% от всех НП <1>

НДФЛ (млн руб.) - 64% от всех НП

значение

% от всех НП

место

значение

% от всех НП

место

значение

% от всех НП

место

Всего

7631

100,0

1613,8

100,0

4851,4

100,0

Сельское хозяйство

296

1,0

10

4,6

0,3

10

75,1

1,5

10

Обрабатывающие производства

589

14,1

4

136,4

8,5

4

324,2

6,7

5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

312

4,0

9

3,8

0,2

11

212,1

4,4

7

Строительство

346

4,2

7

167,4

10,4

3

143,5

3,0

8

Торговля и услуги

1312

15,4

2

589,9

36,6

1

429,9

8,9

2

Гостиницы и рестораны

114

1,8

11

5,2

0,3

9

68,4

1,4

11

Транспорт и связь

703

6,9

3

405,8

25,1

2

238,6

4,9

6

Операции с недвижимостью <2>

313

9,6

8

81,1

5,0

5

125,2

2,3

9

Образование

429

5,5

5

11,7

0,7

6

409,5

8,4

3

Здравоохранение

378

4,3

6

8,3

0,5

7

356,0

7,3

4

Государственное управление <3>

1969

23,9

1

6,3

0,4

8

1945,9

40,1

1

________________

<1> По данным УФНС.

<2> Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг.

<3> Государственное управление и силовые ведомства.

Следует отметить, что в городе Севастополе показатель оборота торговли и услуг в расчете на одного занятого в 1,2 раза меньше, чем в пищевой промышленности (Таблица 7). Этот факт обусловлен не только более низкими доходами населения. Скорее всего, слабые показатели товарооборота объясняются недостаточной структурированностью торговой деятельности в городе Севастополе, нахождением "в тени" значительной ее части. Например, более трети севастопольских рынков не оформлены надлежащим образом. Торговля в городе Севастополе фактически не отрегулирована. Вызывает вопросы и величина официальной средней заработной платы в торговле и услугах. По ее размеру этот вид деятельности занимает одно из последних мест (11-е место из 13).

С другой стороны, сферу торговли и услуг бесспорно следует отнести ко вторичным видам экономической деятельности. Ее результаты предопределяются и масштабом туристического потока, и уровнем денежных доходов населения. В свою очередь, и то, и другое зависит от управленческих решений по развитию города Севастополя, в том числе стратегических решений по его развитию и успешности их реализации. Очевидно, что торговля и услуги (как и государственное управление) не могут стать "драйверами" развития города Севастополя, но их вклад в формирование облика города, в подъем уровня жизни населения, в наполнение бюджета может и должен возрасти кратно.

Подобным образом может быть поставлен и вопрос о вкладе в развитие города Севастополя такого вида деятельности, как "гостиницы и рестораны". Здесь средняя заработная плата и объем уплачиваемых налогов в расчете на одного занятого существенно ниже соответствующих показателей и в самом городе Севастополе (10-е и 13-е места соответственно), и, к примеру, в городе Сочи.

С точки зрения достижения лучших результатов в решении задач по повышению уровня жизни и доходов населения, а также по развитию города следует обратить внимание на сектор производства транспортных средств и оборудования, включая ремонт.

Этот вид деятельности сегодня обеспечивает наиболее высокий в городе Севастополе уровень заработной платы. В 2015 году она составила, в среднем, более 31 тыс. рублей в месяц, что выше, чем в сферах образования, здравоохранения, государственного управления и других. Вклад в доходы бюджета каждого работника, занятого этим видом деятельности, равен вкладу занятых в строительстве и превосходит вклад управленцев, но, чтобы суммарные налоговые поступления в бюджет города Севастополя от этого вида деятельности сравнялись с объемом, поступающим от сектора государственного управления, потребуется увеличить его оборот в пять раз, что в условиях роста потребности Черноморского флота ВМФ России в услугах этого вида деятельности представляется вполне достижимым в среднесрочной перспективе.

В целом анализ данных, представленных в таблицах 6 - 10, говорит о том, что сохранение нынешней структуры видов экономической деятельности не отвечает ни интересам города как такового, ни интересам его жителей. Сложившаяся структура основных видов деятельности и доступный масштаб не соответствуют ключевым задачам развития города Севастополя. Сохранение нынешней структуры означало бы не только консервацию нынешних проблем Севастополя, в том числе связанных с отсталостью его технико-технологической промышленной базы (в силу ограниченности ресурсов для необходимого технического перевооружения и развития), но и заморозку уровня и качества жизни населения.