Налоговые поступления в доходную часть бюджета города Севастополя по видам экономической деятельности, 2016 год
Виды деятельности | Налоговые поступления в бюджет субъекта (млн руб.) | Налог на прибыль организаций (млн руб.) - 21% от всех НП <1> | НДФЛ (млн руб.) - 64% от всех НП | ||||||
значение | % от всех НП | место | значение | % от всех НП | место | значение | % от всех НП | место | |
Всего | 7631 | 100,0 | 1613,8 | 100,0 | 4851,4 | 100,0 | |||
Сельское хозяйство | 296 | 1,0 | 10 | 4,6 | 0,3 | 10 | 75,1 | 1,5 | 10 |
Обрабатывающие производства | 589 | 14,1 | 4 | 136,4 | 8,5 | 4 | 324,2 | 6,7 | 5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 312 | 4,0 | 9 | 3,8 | 0,2 | 11 | 212,1 | 4,4 | 7 |
Строительство | 346 | 4,2 | 7 | 167,4 | 10,4 | 3 | 143,5 | 3,0 | 8 |
Торговля и услуги | 1312 | 15,4 | 2 | 589,9 | 36,6 | 1 | 429,9 | 8,9 | 2 |
Гостиницы и рестораны | 114 | 1,8 | 11 | 5,2 | 0,3 | 9 | 68,4 | 1,4 | 11 |
Транспорт и связь | 703 | 6,9 | 3 | 405,8 | 25,1 | 2 | 238,6 | 4,9 | 6 |
Операции с недвижимостью <2> | 313 | 9,6 | 8 | 81,1 | 5,0 | 5 | 125,2 | 2,3 | 9 |
Образование | 429 | 5,5 | 5 | 11,7 | 0,7 | 6 | 409,5 | 8,4 | 3 |
Здравоохранение | 378 | 4,3 | 6 | 8,3 | 0,5 | 7 | 356,0 | 7,3 | 4 |
Государственное управление <3> | 1969 | 23,9 | 1 | 6,3 | 0,4 | 8 | 1945,9 | 40,1 | 1 |
________________
<1> По данным УФНС.
<2> Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг.
<3> Государственное управление и силовые ведомства.
Следует отметить, что в городе Севастополе показатель оборота торговли и услуг в расчете на одного занятого в 1,2 раза меньше, чем в пищевой промышленности (Таблица 7). Этот факт обусловлен не только более низкими доходами населения. Скорее всего, слабые показатели товарооборота объясняются недостаточной структурированностью торговой деятельности в городе Севастополе, нахождением "в тени" значительной ее части. Например, более трети севастопольских рынков не оформлены надлежащим образом. Торговля в городе Севастополе фактически не отрегулирована. Вызывает вопросы и величина официальной средней заработной платы в торговле и услугах. По ее размеру этот вид деятельности занимает одно из последних мест (11-е место из 13).
С другой стороны, сферу торговли и услуг бесспорно следует отнести ко вторичным видам экономической деятельности. Ее результаты предопределяются и масштабом туристического потока, и уровнем денежных доходов населения. В свою очередь, и то, и другое зависит от управленческих решений по развитию города Севастополя, в том числе стратегических решений по его развитию и успешности их реализации. Очевидно, что торговля и услуги (как и государственное управление) не могут стать "драйверами" развития города Севастополя, но их вклад в формирование облика города, в подъем уровня жизни населения, в наполнение бюджета может и должен возрасти кратно.
Подобным образом может быть поставлен и вопрос о вкладе в развитие города Севастополя такого вида деятельности, как "гостиницы и рестораны". Здесь средняя заработная плата и объем уплачиваемых налогов в расчете на одного занятого существенно ниже соответствующих показателей и в самом городе Севастополе (10-е и 13-е места соответственно), и, к примеру, в городе Сочи.
С точки зрения достижения лучших результатов в решении задач по повышению уровня жизни и доходов населения, а также по развитию города следует обратить внимание на сектор производства транспортных средств и оборудования, включая ремонт.
Этот вид деятельности сегодня обеспечивает наиболее высокий в городе Севастополе уровень заработной платы. В 2015 году она составила, в среднем, более 31 тыс. рублей в месяц, что выше, чем в сферах образования, здравоохранения, государственного управления и других. Вклад в доходы бюджета каждого работника, занятого этим видом деятельности, равен вкладу занятых в строительстве и превосходит вклад управленцев, но, чтобы суммарные налоговые поступления в бюджет города Севастополя от этого вида деятельности сравнялись с объемом, поступающим от сектора государственного управления, потребуется увеличить его оборот в пять раз, что в условиях роста потребности Черноморского флота ВМФ России в услугах этого вида деятельности представляется вполне достижимым в среднесрочной перспективе.
В целом анализ данных, представленных в таблицах 6 - 10, говорит о том, что сохранение нынешней структуры видов экономической деятельности не отвечает ни интересам города как такового, ни интересам его жителей. Сложившаяся структура основных видов деятельности и доступный масштаб не соответствуют ключевым задачам развития города Севастополя. Сохранение нынешней структуры означало бы не только консервацию нынешних проблем Севастополя, в том числе связанных с отсталостью его технико-технологической промышленной базы (в силу ограниченности ресурсов для необходимого технического перевооружения и развития), но и заморозку уровня и качества жизни населения.