Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



3.1.6. Обеспечение благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Самарской области

(введен Постановлением Правительства Самарской области от 28.06.2022 N 475)



Самарская область осуществляет торгово-экономическое сотрудничество более чем с 130 странами мира. Основными торговыми партнерами традиционно являются страны дальнего зарубежья. В 2020 году на них приходилось 68,8% от общего внешнеторгового товарооборота, 61,9% - экспорта, 87,1% - импорта.


В 2020 году товары экспортировались преимущественно в следующие страны: Монголия (14,2% от общего объема экспорта), Республика Казахстан (9,5%), Украина (7,6%), Республика Узбекистан (6,6%), Турецкая Республика (5,8%), Республика Беларусь (5,1%), Китайская Народная Республика (4,9%), Республика Польша (4,8%), Республика Индия (3,2%), Киргизская Республика (2,9%), Исламская Республика Иран (2,8%), Королевство Марокко (2,7%), Федеративная Республика Германия (2,5%), Королевство Нидерландов (2,4%), Финляндская Республика (2,4%).


В товарной структуре экспорта Самарской области в 2020 году преобладали следующие виды товаров: минеральное топливо (32,1% от общего объема экспорта), продукты неорганической химии (12,1%), средства наземного транспорта и их части (6,32%), органические химические соединения (5,2%), алюминий и изделия из него (5,26%), пластмассы и изделия из них (5,0%), удобрения (4,74%) (табл. 1 приложения 2.1 к настоящей Стратегии).


Доля несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта в 2020 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 14,6 процентного пункта и составила 66,2%. Основными товарными позициями несырьевого неэнергетического экспорта являлись моторные транспортные средства, минеральные удобрения, алюминиевые плиты и листы.


Важнейшие виды топливно-энергетических ресурсов большей частью поставлялись в страны дальнего зарубежья. Основными направлениями реализации нефти являлись Монголия, Турецкая Республика, Федеративная Республика Германия. Среди стран ближнего зарубежья по поставкам топливно-энергетических ресурсов из Самарской области преобладали Республика Казахстан, Киргизская Республика, Украина, Республика Беларусь.


Поставки органических химических соединений, удобрений, синтетического каучука осуществлялись преимущественно в страны дальнего зарубежья. Основными покупателями пластмасс и изделий из них, красителей, мыла, моющих и чистящих средств, смазочных материалов, парфюмерных средств являлись государства - участники СНГ.


Результаты опроса действующих и потенциальных экспортеров свидетельствуют о наличии ряда барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности в Самарской области.


Ключевыми внешними ограничениями являются:


внешнее санкционное давление на Российскую Федерацию и обусловленные им логистические барьеры;


усиление политики протекционизма на глобальных рынках, в том числе протекционистские меры защиты национальных производителей странами - членами Всемирной торговой организации, введение антидемпинговых пошлин в отношении российских товаров с дальнейшим требованием принятия ценовых обязательств производителями продукции;


технические барьеры и издержки соответствия требованиям. Их влияние выражается в ограничении доступа на рынок или в возникновении дополнительных издержек из-за отсутствия единых регламентов производства, стандартов качества, разных правил оценки и сертификации на мировом рынке;


административные ограничительные меры со стороны торговых партнеров: введение квот на импорт или оборот заграничных товаров, ограничение доступа к государственным закупкам, ограничение транзита по территории страны;


финансовые и ценовые ограничения. Их влияние выражается в снижении конкурентоспособности импортных товаров за счет регулирования цен на целевых рынках, сложностях валютного регулирования в отдельных странах, санкциях и низком уровне доверия к российскому бизнесу, росте себестоимости производства вследствие экономических санкций, трудностях с импортом сырья и материалов, негибких и забюрократизированных процессах (долгих сроках оформления таможенных документов, отсутствии четких требований и прочих формальностях), сложностях с конвертацией валют и расчетами через аккредитивы.


Ключевыми внутренними ограничениями развития и расширения экспортной деятельности являются: