ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 года N 475


О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года"



В целях приведения Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года в соответствие с федеральным законодательством Правительство Самарской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года" следующие изменения:


в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (далее - Стратегия):


в разделе "Введение":


абзац третий дополнить словами ", поручения и рекомендации федеральных органов государственной власти";


в разделе 3 "Стратегические направления развития Самарской области":


в подразделе 3.1.5 "Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность":


в абзаце первом слова "экспортно-ориентированных" заменить словами "экспортно ориентированных";


абзацы третий, четвертый, седьмой, восьмой, десятый и одиннадцатый признать утратившими силу;


после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:


"внедрение инструментов Регионального экспортного стандарта 2.0, утвержденного протоколом заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 22.12.2021 N 15;";


после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:


"поддержка несырьевого неэнергетического экспорта Самарской области;";


таблицу 10 "Прогнозные значения внешнеторгового оборота до 2030 года (целевой сценарий), млн. долларов США" изложить в следующей редакции:



"Таблица 10


Прогнозные значения внешнеторгового оборота до 2030 года (целевой сценарий), млрд. долларов США


2020 г.

2021 г.

2025 г.

2030 г.

Внешнеторговый оборот

6,07

8,06

7,10

7,20

В том числе:

экспорт

3,80

5,18

4,00

4,20

импорт

2,27

2,88

3,10

3,00";


после таблицы 10:


абзац первый изложить в следующей редакции:


"Согласно прогнозным значениям, внешнеторговый оборот Самарской области в 2025 году составит 7,1 млрд. долларов США, в 2030 году - 7,2 млрд. долларов США.";


абзацы со второго по четвертый признать утратившими силу;


после подраздела 3.1.5 "Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность" дополнить подразделом 3.1.6 следующего содержания:

"3.1.6. Обеспечение благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Самарской области



Самарская область осуществляет торгово-экономическое сотрудничество более чем с 130 странами мира. Основными торговыми партнерами традиционно являются страны дальнего зарубежья. В 2020 году на них приходилось 68,8% от общего внешнеторгового товарооборота, 61,9% - экспорта, 87,1% - импорта.


В 2020 году товары экспортировались преимущественно в следующие страны: Монголия (14,2% от общего объема экспорта), Республика Казахстан (9,5%), Украина (7,6%), Республика Узбекистан (6,6%), Турецкая Республика (5,8%), Республика Беларусь (5,1%), Китайская Народная Республика (4,9%), Республика Польша (4,8%), Республика Индия (3,2%), Киргизская Республика (2,9%), Исламская Республика Иран (2,8%), Королевство Марокко (2,7%), Федеративная Республика Германия (2,5%), Королевство Нидерландов (2,4%), Финляндская Республика (2,4%).


В товарной структуре экспорта Самарской области в 2020 году преобладали следующие виды товаров: минеральное топливо (32,1% от общего объема экспорта), продукты неорганической химии (12,1%), средства наземного транспорта и их части (6,32%), органические химические соединения (5,2%), алюминий и изделия из него (5,26%), пластмассы и изделия из них (5,0%), удобрения (4,74%) (табл. 1 приложения 2.1 к настоящей Стратегии).


Доля несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта в 2020 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 14,6 процентного пункта и составила 66,2%. Основными товарными позициями несырьевого неэнергетического экспорта являлись моторные транспортные средства, минеральные удобрения, алюминиевые плиты и листы.


Важнейшие виды топливно-энергетических ресурсов большей частью поставлялись в страны дальнего зарубежья. Основными направлениями реализации нефти являлись Монголия, Турецкая Республика, Федеративная Республика Германия. Среди стран ближнего зарубежья по поставкам топливно-энергетических ресурсов из Самарской области преобладали Республика Казахстан, Киргизская Республика, Украина, Республика Беларусь.


Поставки органических химических соединений, удобрений, синтетического каучука осуществлялись преимущественно в страны дальнего зарубежья. Основными покупателями пластмасс и изделий из них, красителей, мыла, моющих и чистящих средств, смазочных материалов, парфюмерных средств являлись государства - участники СНГ.


Результаты опроса действующих и потенциальных экспортеров свидетельствуют о наличии ряда барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности в Самарской области.


Ключевыми внешними ограничениями являются:


внешнее санкционное давление на Российскую Федерацию и обусловленные им логистические барьеры;


усиление политики протекционизма на глобальных рынках, в том числе протекционистские меры защиты национальных производителей странами - членами Всемирной торговой организации, введение антидемпинговых пошлин в отношении российских товаров с дальнейшим требованием принятия ценовых обязательств производителями продукции;


технические барьеры и издержки соответствия требованиям. Их влияние выражается в ограничении доступа на рынок или в возникновении дополнительных издержек из-за отсутствия единых регламентов производства, стандартов качества, разных правил оценки и сертификации на мировом рынке;


административные ограничительные меры со стороны торговых партнеров: введение квот на импорт или оборот заграничных товаров, ограничение доступа к государственным закупкам, ограничение транзита по территории страны;


финансовые и ценовые ограничения. Их влияние выражается в снижении конкурентоспособности импортных товаров за счет регулирования цен на целевых рынках, сложностях валютного регулирования в отдельных странах, санкциях и низком уровне доверия к российскому бизнесу, росте себестоимости производства вследствие экономических санкций, трудностях с импортом сырья и материалов, негибких и забюрократизированных процессах (долгих сроках оформления таможенных документов, отсутствии четких требований и прочих формальностях), сложностях с конвертацией валют и расчетами через аккредитивы.


Ключевыми внутренними ограничениями развития и расширения экспортной деятельности являются:


низкий уровень конкурентоспособности ряда отраслей экономики;


низкий уровень узнаваемости региона на зарубежных рынках, его географического положения, вынуждающий прибегать к мультимодальным перевозкам, что делает итоговую цену неконкурентоспособной;


отсутствие инфраструктуры для организации сертификации, в связи с чем необходимо получать дорогостоящие сертификаты за рубежом для экспорта отдельных товаров;


недостаточный уровень информированности об инструментах и действующей инфраструктуре поддержки;


низкий уровень понимания первых шагов по запуску экспорта и поиску партнеров;


низкий уровень информированности о целевых рынках, в том числе о существующих на них уровне спроса, конкурентной среде, об условиях поставки продукции;


барьеры в таможенном законодательстве. Законодательство не позволяет ввозить некупленный товар, что вынуждает сначала купить, а потом продать тот же товар (актуально для бизнеса, связанного с оснасткой автотранспорта);


сложности в получении банковских услуг при экспорте (отечественные банки кредитуют производителей продуктов широкого потребления, производителям высокотехнологичных решений более затруднительно получить кредит).


Проведенный анализ развития экспортной деятельности в Самарской области показал, что регион обладает большим экспортным потенциалом. Реализация экспортных поставок вносит весомый вклад в развитие экономики области (доля экспорта составляет порядка 8-9% от общего объема регионального валового выпуска), что подтверждает необходимость дальнейшей интенсификации экспортной деятельности на территории региона.


Благоприятные условия для реализации экспортного потенциала и расширения экспортной деятельности в Самарской области обеспечиваются за счет выгодного географического положения региона, его высокого транзитного потенциала, развития транспортной и логистической инфраструктуры, наличия развитой инвестиционной инфраструктуры, всесторонней поддержки малого и среднего предпринимательства.


Целью экспортной политики Самарской области является определение приоритетных направлений, барьеров, рисков и инструментов для создания благоприятных условий ведения экспортной деятельности в регионе.


Развитие экспортной деятельности в Самарской области требует повышения эффективности и развития комплексной системы государственного стимулирования экспортной деятельности и поддержки экспортно ориентированных предприятий. Такая система будет способствовать решению основных задач развития экспортной деятельности региона:


стимулирование экспортной активности организаций региона;


развитие экспортного потенциала Самарской области;


развитие несырьевого неэнергетического экспорта (в том числе экспорта услуг) Самарской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»