Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



3.1.1. Развитие приоритетных кластеров, новых кластеров и секторов экономики и перспективных высокотехнологичных производств

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)



В рамках стратегической диагностики в качестве приоритетных для повышения конкурентоспособности экономики Самарской области были определены следующие кластеры:


автомобилестроительный;


нефтехимический;


аэрокосмический.


Развитие каждого из кластеров будет осуществляться с опорой на их уникальные точки роста и конкурентные преимущества.


Существуют необходимые предпосылки для формирования и развития в регионе агропищевого кластера (включающего сельское хозяйство и пищевую промышленность), транспортно-логического кластера, кластера строительства и производства строительных материалов, кластера медицинских и фармацевтических технологий, новых секторов экономики и перспективных высокотехнологичных производств.


Важнейшей предпосылкой стабильного роста экономики Самарской области является проведение региональными и муниципальными органами власти последовательной политики, направленной на развитие конкуренции. В данном направлении первоочередными задачами для региона являются повышение экономической эффективности и конкурентоспособности региональных товаропроизводителей, а также удовлетворенности потребителей ассортиментом, качеством реализуемых на рынке товаров и услуг, а также ценами на них.


В целях формирования благоприятной конкурентной среды в регионе продолжится реализация стратегических мер, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2022 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618, и Стандартом развития конкуренции, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р. Согласно требованиям федеральных документов, конкурентная политика в Самарской области нацелена на развитие конкурентных отношений как на отдельных отраслевых рынках, так и в значимых для развития региона сферах осуществления государственных и муниципальных закупок, управления государственной и муниципальной собственностью.


В условиях эффективного взаимодействия органов власти с заинтересованными общественными организациями и представителями бизнеса реализация указанных стратегических и программных документов приведет к сокращению государственного сектора в региональной экономике, росту количества частных хозяйствующих субъектов на рынках, создавая тем самым условия для удовлетворения потребностей населения региона в товарах и услугах экономически эффективным способом.


При этом для достижения высоких темпов роста в экономике необходимо, прежде всего, обеспечить опережающие темпы роста в реальном секторе. В этом направлении первоочередными задачами для региона являются наращивание производительности труда в базовых несырьевых отраслях и развитие производства конкурентоспособной высокотехнологичной отечественной продукции.


Среди ведущих отраслей региональной промышленности значительным потенциалом повышения производительности труда обладают отрасли, составляющие более 46% выручки обрабатывающего сектора: производство автомобилей и автокомпонентов, аэрокосмический комплекс, производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, пищевая промышленность.


В целях повышения производительности труда в приоритетных отраслях экономики Самарская область одна из первых среди регионов России включилась в реализацию национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости". Реализация региональной составляющей данного национального проекта в Самарской области направлена на выстраивание эффективного механизма содействия повышению производительности труда на предприятиях Самарской области, повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда экономически активного населения, предупреждение значительного роста безработицы. Согласно документу, темп роста производительности труда на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Самарской области должен ежегодно увеличиваться и в 2024 году составить около 105% к предыдущему году. К реализации национального проекта в перспективе подключатся практически все соответствующие критериям крупные и средние предприятия Самарской области. Следствием повышения производительности труда на региональных предприятиях будет являться рост их экспортоориентированности и ускорение процессов импортозамещения.


Рост значения показателя "Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", в 2024 году в Самарской области должен составить 123% к уровню 2017 года. При этом количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики (показатель также предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193) должно ежегодно увеличиваться и достигнуть в 2024 году 477 тыс. человек.


Продолжится реализация Плана мероприятий по содействию импортозамещению в Самарской области на 2015 - 2020 годы. Сформирован перечень приоритетных импортозамещающих проектов, в который включены проекты, реализуемые в различных отраслях: машиностроение, производство электротехнической продукции, фармацевтика, производство продуктов питания и другие. Органы исполнительной власти Самарской области оказывают содействие в продвижении приоритетных импортозамещающих проектов в федеральных органах исполнительной власти.