Основными мировыми тенденциями в аэрокосмическом кластере являются рост спроса на рынке авиационной техники, развитие технологий и материалов, глобализация производств, рост объемов орбитальных перевозок.
Рост спроса на рынке авиационной техники характеризуется следующими тенденциями: ростом количества авиаперевозок, высокими темпами обновления парка самолетов, повышением топливной эффективности.
Развитие технологий и материалов выражается в росте использования композитов для производства с целью повышения топливной эффективности и внедрения новых технологий для сборочных линий. Доля композитных материалов, используемых при создании компанией Airbus самолетов A380 и A350 XWB, доходит до 25 - 50%.
Глобализация производств предполагает распределение этапов производства между подрядчиками (снижение стоимости, распределение рисков), переход к зарубежным поставщикам. Например, в производстве самолетов Airbus задействовано порядка 1500 компаний.
Рост объемов орбитальных перевозок характеризуется следующими тенденциями: ростом числа коммерческих запусков космических аппаратов, числа компаний, предоставляющих услуги по запуску, увеличением веса выводимых космических аппаратов.
В настоящее время мировой рынок дистанционного зондирования земли динамично развивается. Однако он в основном представлен беспилотными летательными аппаратами (далее - БПЛА) - оценивается экспертами в 89 млрд. долл. США, из них более 90% БПЛА военного назначения.
Кроме того, космические аппараты дистанционного зондирования, разрабатываемые самарскими предприятиями, уступают мировым аналогам (срок активной работы космического аппарата "Ресурс-П" составляет 5 лет против 7 лет у космического аппарата "GEOEYE-1", также уступает в пространственном разрешении в панхроматическом диапазоне: 1 м у "Ресурс-П" против 0,46 м у "GEOEYE-1", в мультиспектральном диапазоне 3 - 4 м у "Ресурс-П" против 1,65 м у "GEOEYE-1").
Российский авиационно-космический рынок характеризуется следующими тенденциями.
1. Развитие парка узкофюзеляжных магистральных и региональных самолетов, связанное с субсидированием компаний, занимающихся региональными авиаперевозками, ростом рынка авиаперевозок при невысокой плотности пассажиропотоков.
2. Увеличение доли самолетов зарубежного производства, обусловленное малым объемом производства российских самолетов, проблемами с техническим обслуживанием самолетов российского производства. Из всего российского авиапарка 72% самолетов составляют лайнеры иностранного производства, при этом на среднемагистральные Boeing 737 и Airbus A320 приходится около 95% пассажирооборота российской гражданской авиации.
3. Рост темпов обновления парка самолетов вызван увеличением топливной эффективности новых самолетов, требованиями стран Европейского союза к шумности и экологичности самолетов.
4. Развитие космической отрасли направлено на создание экологичных двигателей, увеличение мощности ракет-носителей, увеличение веса выводимых аппаратов.
Структура аэрокосмического кластера Самарской области состоит из 5 основных подкластеров: производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов, двигателестроение, ракетостроение, самолетостроение и производство космических аппаратов (рис. 34).
Доля выручки от продажи товаров, работ, услуг аэрокосмического кластера в общем объеме выручки всех кластеров составляет 1,1%. Доля занятых кластера в общей численности занятых в Самарской области составляет 3,4% (рис. 35).
Кластер Подкластеры Продукты (услуги) Организации