Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)




Рис. 37. Прогноз изменения воздушного флота в сегменте коммерческой авиации, шт.


акцент государственной политики на развитие аэрокосмической отрасли, в том числе новых разработок и пилотных проектов;


развитие в Российской Федерации малой и региональной авиации, в том числе за счет государственной поддержки. Отмечается концентрация мер государственной политики на развитие данного направления. Из федерального бюджета на программу субсидирования региональных авиаперевозок в 2015 году выделено 3,5 млрд. рублей;


развитие использования новых материалов, в том числе композиционных, в производстве, что позволит обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на мировом уровне.


Угрозами для развития кластера являются:


снижение объемов государственных заказов и поддержки военного промышленного комплекса;


негативные последствия вступления России в ВТО (конкуренция с зарубежными компаниями и снижение уровня государственной поддержки);


рост конкуренции с другими российскими аэрокосмическими кластерами;


сохранение низкого уровня развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), устаревших норм лицензирования и сертификации, регламентов;


создание новых ракет-носителей другими странами и вытеснение с рынка ракет-носителей "СОЮЗ". Опасность вытеснения ракет-носителей "СОЮЗ" с рынка пилотируемых запусков связана с развитием собственных программ у ряда стран. В США разрабатывается исследовательски-прикладной пилотируемый корабль "Орион". Первый испытательный беспилотный полет корабля "Орион" состоялся в 2014 году. Китай обладает действующей программой пилотируемых запусков "Шэньчжоу". Аналогичные программы разрабатывают Европа, Индия и Япония;


введение санкций, ограничивших доступ предприятий к зарубежным технологиям, зависимость от поставок импортных комплектующих.


Таким образом, ключевые проблемы развития аэрокосмического кластера можно отнести к ряду групп:


слабое развитие технического обслуживания: низкая ремонтопригодность российских самолетов, несоответствие сроков ремонта потребностям рынка, сертификация на ремонт только российских самолетов, доля которых в российском авиапарке резко сокращается;


устаревание технологических процессов: использование устаревших способов конструирования и документооборота, использование стапельной сборки, слабое использование современных материалов;


низкая конкурентоспособность: несоответствие технического уровня и качества продукции мировым стандартам, узость ассортимента продукции и ориентация на оборонную промышленность и государственные заказы, бренд не известен мировым потребителям;