Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (с изменениями на 28 июня 2022 года)



1.4. Оценка достижения целей социально-экономического развития Самарской области


Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129 была утверждена Стратегия-2020.


В целях ее реализации были приняты такие долгосрочные документы, как Стратегия развития нефтехимического комплекса Самарской области на период до 2015 года, Концепция промышленной политики Самарской области на период до 2020 года, Концепция развития кластера промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Самарской области до 2020 года, Стратегия развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года, Концепция развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы, Концепция развития речного пассажирского транспорта Самарской области, Концепция создания индустриальных парков на территории Самарской области, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Самарской области на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года, Стратегия развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года, Стратегия действий в интересах детей в Самарской области на 2014 - 2017 годы, Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция экологического развития Самарской области на период до 2020 года, Концепция жилищной политики Самарской области до 2020 года, Схема территориального планирования Самарской области, разработаны стратегии восьми городских округов и семи муниципальных районов в Самарской области и другие стратегические документы.


Основным инструментом реализации стратегии развития региона является программно-целевой метод управления региональной экономикой. По состоянию на 1 января 2016 года реализовывались 47 государственных программ Самарской области и 34 ведомственные целевые программы.


Реализация Стратегии-2020 осуществлялась в быстро меняющихся внешних и внутренних условиях функционирования экономики области. Мировой финансовый кризис 2008 года замедлил темпы ее реализации, оказал существенное негативное влияние на социально-экономическое положение региона, особенно в сфере промышленности. Так, в 2009 году в области было отмечено одно из самых значительных падений объемов обрабатывающих производств (82-е место среди субъектов Российской Федерации). Однако несмотря на это, Правительство Самарской области сохранило основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития региона, обозначенные Стратегией-2020, и продолжило реализацию предусмотренных в ней мероприятий и стратегических проектов. В частности, был осуществлен запуск масштабного инвестиционного проекта по созданию ОЭЗ "Тольятти", созданы технопарк в сфере высоких технологий "Жигулевская долина", бизнес-инкубаторы, реализованы крупные инвестиционные проекты в автомобилестроении, химической промышленности, электроэнергетике, нефтепереработке, сельском хозяйстве, инфраструктурном комплексе, а также социальных отраслях экономики. Правительством Самарской области проводилась активная политика, направленная на привлечение инвестиций, создание благоприятной предпринимательской среды, формирование конкурентоспособной и инновационной экономики.


В результате за период реализации Стратегии-2020 (2006 - 2015 годы) без учета влияния мирового финансового кризиса объем ВРП увеличился в 1,5 раза в сопоставимых ценах, объем промышленного производства - в 1,4 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 3,3 раза, объем строительных работ - в 3,4 раза, оборот розничной торговли - в 1,3 раза, реальная заработная плата - в 1,6 раза. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшилась с 17,5% в 2005 году до 14,2% в 2015 году.