ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2016 года N 1428
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ"
(в редакции постановления администрации городского округа Химки Московской области от 13.03.2017 N 119)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации городского округа Химки Московской области от 27.03.2017 N 179.
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", на основании Устава городского округа Химки Московской области администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу городского округа Химки Московской области "Адресная поддержка населения" на 2017-2021 годы (приложение).
2. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа Химки Московской области от 12.11.2013 N 1238 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Адресная поддержка населения".
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации Ваулина Ю.В.
Глава городского округа
Д.В. Волошин
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ" НА СРОК 2017-2021 ГГ.
(в редакции постановления администрации городского округа Химки Московской области от 13.03.2017 N 119)
Обеспечение прав и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, является важнейшим направлением социальной политики Правительства Московской области, которое определено Ведомственной целевой программой Московской области "Социальная защита населения Московской области".
Стратегия в сфере социальной политики направлена на усиление адресности социальной помощи за счет совокупности социальных программ регионального и муниципального уровней, направленных на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально незащищенных категорий населения. И одной из целей социальной политики остается сосредоточение ресурсов на поддержку самых нуждающихся.
Объем ассигнований на предоставление мер социальной поддержки, включенных в муниципальную программу, рассчитан исходя из численности граждан, нуждающихся в адресной помощи, и размера выплат на одного получателя, установленного в соответствии с законодательством Московской области.
До сих пор имеют место факты так называемого "равномерного размазывания" социальных пособий по всем нуждающимся в ней. Такая помощь малоэффективна по своим результатам.
Курс на адресность призван прекратить уравнивание мер социальной поддержки и иждивенчество, так как адресная поддержка подразумевает жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением ее потенциального получателя. Адресная социальная защита концентрируется на более малообеспеченной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории нуждающихся. Подобный подход увеличивает также возможность оказания более ощутимой материальной помощи за счет ее перераспределения в пользу "истинно" нуждающихся.
Для современного общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах за последние годы увеличился с 4 до 15 раз. Исследования показали, что общество состоит из четырех слоев. И выглядит так:
бедные - на их доход приходится 1 и менее прожиточного минимума;
малообеспеченные - 2-2,5 прожиточного минимума (это 25% населения);
средние - 6-7 прожиточных минимумов;
обеспеченные и богатые - более 10 прожиточных минимумов.
В городском округе Химки проживает более 215 тысяч человек, в том числе:
- 54341 пенсионер;
- 13267 инвалидов, в их числе 394 инвалида и участника ВОВ;
- 26700 человек - дети и подростки до 18 лет;
- 1319 многодетных семей, в которых воспитывается 4119 детей до 18 лет;
- 381 семья, в которых воспитываются 389 детей-инвалидов, причем четыре семьи имеют по два ребенка-инвалида, а 116 семей из этого количества - неполные;
- 38 семей, где родители - инвалиды нерабочей группы воспитывают детей, из них 32 - это неполные семьи;
- 1179 семей, в которых воспитывается 2004 ребенка, имеют уровень душевого дохода значительно ниже областного и нуждаются в адресной поддержке.
Реализация мероприятий программы как дополнительных мер социальной поддержки вне зависимости от наличия в федеральных и региональных законах положений, устанавливающих указанное право, позволит:
- оказать эффективную адресную социальную поддержку малообеспеченным, социально уязвимым группам населения, не имеющим возможности для обеспечения своей жизнедеятельности и нуждающимся в социальной поддержке, в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством, а главное - с учетом их индивидуальных особенностей;
- поддержать достаточный уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности малообеспеченных граждан округа и тем самым снизить социальную напряженность;
- способствовать предотвращению фактов иждивенчества, уклонения трудоспособных граждан самостоятельно увеличить свои доходы;
- сформировать позитивное общественное мнение по отношению к семье и детям как к будущему нашего общества и повысить качество жизни семей с детьми;
- полнее использовать преимущества системного подхода к решению проблем семей, находящихся в социально уязвимом положении, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- поддержать людей старшего поколения в решении проблем выживания, реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, удовлетворить их потребности в организации досуга;
- привлечь большее внимание к проблемам малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения.
Программа "АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ" является действенным инструментом регулирования сложных и масштабных проблем, инструментом управления социальными рисками. Она позволит расширить возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения как бюджетной, так и социальной эффективности. Для реализации задач, направленных на усиление адресности предоставления дополнительных мер социальной поддержки были определены следующие подпрограммы, решение которых позволит достичь положительной динамики к 2021 году:
1. Адресная социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и семей, имеющих детей.
2. Организация бесплатной подписки на газету "Химкинские новости".
3. Организация отдыха отдельных льготных категорий граждан в лечебно-оздоровительном профилактории "Керчь".
4. Создание условий для оказания медицинской помощи на территории городского округа.
В настоящий период малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными.
За последние годы в городском округе Химки число многодетных семей увеличилось. Их уровень жизни ниже прожиточного минимума, принятого в Московской области (на 01.03.2015 средний показатель по различным группам населения составляет 9150 рублей). Данные семьи достойно воспитывают детей и как никто нуждаются в поддержке и помощи.
Именно поэтому социальная поддержка наиболее незащищенных категорий населения, основанная на заявительном принципе, является одной из важных задач в работе администрации городского округа Химки.
Анализ обращений граждан по итогам трех лет показывает, что большая часть населения обращается за помощью в крайне трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие: потери или отсутствия постоянной работы, внезапной или длительной болезни, непредвиденных и иных обстоятельств. Большую озабоченность вызывает положение неполных семей с несовершеннолетними детьми, сопряженное с расходами на содержание ребенка, в том числе в детских дошкольных и образовательных учреждениях, а также кружках и секциях в сфере дополнительного образования. Большинство из этих семей не имеет средств для развития досуговых форм занятости своих детей.
Материальной помощью в денежном и натуральном выражении в рамках подпрограммы будут охвачены 3500 граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Немаловажным фактором при оказании социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в особой поддержке, является проведение мероприятий по развитию тематической и социальной, культурной работы среди социально незащищенных категорий населения. Организация бесплатной подписки для 1500 жителей городского округа Химки позволит повысить уровень социализации и информированности лиц с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченных, многодетных, неполных семей, а также воспитывающих детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, и других социально незащищенных категорий населения.
Основной установкой подпрограммы является создание необходимых условий для сохранения и поддержания здоровья отдельных льготных категорий граждан городского округа, направленных на:
- увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни путем оказания эффективной адресной социальной поддержки;
- удовлетворение спроса отдельных льготных категорий граждан городского округа Химки Московской области в оздоровительных услугах и организации отдыха;
- организация отдыха для разных социальных слоев населения: многодетных, малоимущих, пенсионеров, ветеранов, инвалидов и людей с ограниченными возможностями;
- развитие социальных контактов и повышение культурного уровня отдыхающих.
На сегодняшний день в России сложилась сложная демографическая ситуация, обусловленная старением и высоким уровнем смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения.
Адекватное лекарственное обеспечение критически важно для достижения необходимых целей системы здравоохранения - сохранение и укрепление здоровья населения как главной социально-экономической ценности государства.
Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением в настоящее время, следует отметить:
- рост стоимости медикаментозной составляющей лечения, связанной с появлением дорогостоящих инновационных препаратов для диагностики, лечения и профилактики широко распространенных заболеваний;
- слабую систему профилактики (управления рисками) и ранней диагностики заболеваний, достаточной для предотвращения развития тяжелых осложнений или лечения заболеваний на ранней стадии, что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения;
- неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные, необходимыми для их лечения лекарственными средствами.
Повышение доступности лекарственных средств для населения возможно за счет расширения объемов государственных гарантий и внедрения солидарных страховых механизмов лекарственного обеспечения.
Управление реализацией муниципальной программы осуществляет координатор муниципальной программы - заместитель главы администрации городского округа по вопросам социальной политики, культуры и спорта.
Координатор муниципальной программы организует работу, направленную на:
1) координацию деятельности муниципального заказчика программы и муниципальных заказчиков подпрограмм в процессе разработки муниципальной программы, обеспечивает согласование проекта постановления городского округа об утверждении муниципальной программы и вносит его в установленном порядке на рассмотрение главе городского округа;
2) организацию управления муниципальной программой, включая:
- создание, при необходимости, комиссии (штаба, рабочей группы) по управлению муниципальной программой;
3) реализацию муниципальной программы;
4) достижение целей, задач и конечных результатов муниципальной программы;