ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 03 июля 2017 года N 1990
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2011 Г. N 976 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 30.11.2017 N 2235.
____________________________________________________________________
В целях приведения объемов финансирования государственной программы Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" в соответствие параметрам государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденным Законами Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2016 г. 1705-З N 969-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год", от 20 декабря 2016 г. 1758-З N 1073-V "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", от 28 февраля 2017 г. 1791-З N 1139-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", постановляю:
1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 976 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы", изложив государственную программу Республики Саха (Якутия)" согласно приложению к настоящему Указу.
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
3 июля 2017 года
N 1990
Приложение
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 3 июля 2017 года N 1990
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" | |
2. | Статус Программы | Государственная программа | |
3. | Основание для разработки Программы | Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"; | |
4. | Ответственный исполнитель Программы | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия); Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия); Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия); Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия); органы местного самоуправления | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия); Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия); Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия); Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия); органы местного самоуправления |
6. | Цель и задачи Программы | Цель: повышение доступности социального обслуживания населения; создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки Задачи: повышение доступности социального обслуживания населения, обеспечение комплексной безопасности зданий и сооружений учреждений социального обслуживания населения; социальная поддержка материнства и детства, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан; обеспечение безопасных условий труда; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия) | |
7. | Целевые индикаторы Программы | Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения; доля детей из семей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в Республике Саха (Якутия); доля граждан, получивших меры социальной поддержки, к общей численности граждан, имеющих право и обратившихся за их получением; удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов | |
8. | Сроки реализации (этапы) Программы | 2012 - 2019 годы | |
9. | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы | Развитие социального обслуживания населения; | |
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (тыс. рублей) | Общий объем: | Общий объем: |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.
С 2005 года система социальной защиты граждан приведена в соответствие принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, льготы натуральной формы заменены денежными выплатами. Федеральные полномочия переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций. Одновременно органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Меры социальной поддержки, социальная помощь в Республике Саха (Якутия) предоставляются в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания. Денежные выплаты предоставляются в соответствии с принципом социальной справедливости. Меры социальной поддержки установлены в твердом размере по категориям независимо от места проживания и фактического пользования услугой.
Динамика численности получателей мер социальной поддержки по Республике Саха (Якутия) приведена в следующей таблице:
Численность получателей мер социальной поддержки по Республике Саха (Якутия)
в тыс. чел.
Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Динамика, 2011/2010 | Динамика, 2012/2011 | Динамика, 2013/2012 | Динамика, 2014/2013 | Динамика, 2015/2014 | Динамика, 2016/2015 |
1 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Численность региональной категории льготников | 101,4 | 101,8 | 108,1 | 110,1 | 110,9 | 114,4 | 117,2 | + 0,4 | + 6,3 | + 2,0 | + 0,8 | + 3,5 | +2,8 |
Численность федеральной категории льготников | 51,3 | 52,1 | 53,2 | 53,8 | 54,2 | 53,6 | 53,7 | + 0,8 | + 1,1 | + 0,6 | + 0,4 | - 0,6 | +0,1 |
Численность получателей мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия) | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | - 0,1 | - 0,2 | 0,0 | - 0,1 | - 0,2 | -0,1 |
Численность детей - получателей ежемесячных пособий | 122,5 | 127,3 | 110,8 | 107,8 | 97,0 | 102,4 | 108,0 | + 4,8 | - 16,5 | - 3,0 | -10,8 | + 5,4 | +5,6 |
Численность получателей социальных пособий и дополнительных социальных выплат | 52,5 | 49,2 | 43,9 | 41,4 | 38,3 | 35,2 | 31,7 | - 3,3 | - 5,3 | - 2,5 | -3,1 | - 3,1 | -3,5 |
Отдельные категории граждан: абсолютно слепые, граждане пожилого возраста, семьи с детьми - нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. Поскольку такие категории традиционно относятся к уязвимым слоям населения, для них важным ресурсом благосостояния, поддержки социального статуса и положения является поддержка со стороны государства. Для данных категорий населения предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки: доплаты к пенсии, социальные пособия и компенсационные выплаты.
В Республике Саха (Якутия) проводится системная работа по повышению уровня жизни населения.
С 1 января 2009 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, молодым семьям при рождении первого ребенка и на ребенка из многодетной семьи. В 2011 году принят Закон Республики Саха (Якутия) "О республиканском материнском капитале "Семья".
В целях повышения уровня доходов неработающих пенсионеров с материальным обеспечением ниже величины прожиточного минимума с 1 января 2010 года предусмотрена государственная социальная помощь - региональная социальная доплата.
Предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта имеет особую значимость в улучшении благосостояния наименее социально защищенных групп населения. С 2012 года республика взяла курс перехода на активные формы поддержки семей на основе социального контракта, обеспечив введение встречных обязательств получателей помощи.
Процесс старения населения в целом по России, в том числе в Республике Саха (Якутия), сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. Численность граждан старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) увеличилась с 29,8 млн. человек в 2002 году до 35,2 млн. человек на начало 2015 года. В предстоящем десятилетии ожидается, что рост численности населения старше трудоспособного возраста и его доли в общей численности населения продолжится, причем опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.
Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2016 года составила 959,7 тыс. человек, в том числе численность населения в возрасте 50 лет и старше составила 247,9 тыс. человек.
Динамика роста числа пожилых людей (пенсионного возраста) в Республике Саха (Якутия)
(на начало года, тыс. человек)
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Всего пожилых людей (пенсионного возраста), человек, в том числе: | 204,2 | 201,7 | 217,7 | 222,9 | 229,1 | 234,4 | 239,1 | 243,7 | 247,9 |
50 - 59 лет | 123,4 | 127,4 | 130,2 | 131,8 | 133,9 | 134,7 | 134,5 | 133,4 | 132,0 |
60 - 64 лет | 24,2 | 28,3 | 33,3 | 36,7 | 39,3 | 41,8 | 44,4 | 46,7 | 48,4 |
65 - 69 лет | 21,9 | 18,7 | 16,5 | 15,7 | 16,8 | 19,3 | 22,4 | 26,3 | 29,8 |
70 лет и более | 34,6 | 36,2 | 37,8 | 38,7 | 39,1 | 38,6 | 37,7 | 37,3 | 37,7 |
При такой объективной ситуации необходимо усиление государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и реабилитации людей пожилого возраста, создания им необходимых условий для адаптации в обществе, обеспечения уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей. При этом забота о здоровье пожилых людей является приоритетной составляющей социальной политики. Создавшаяся проблема требует совершенствования всей системы социального обслуживания, социальных и медицинских услуг.
Необходимость принятия неотложных мер в отношении пожилых людей озвучена в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в 2010 году, в соответствии с которым даны поручения о принятии целевых программ в субъектах Федерации.
Учреждениями социального обслуживания различные виды социальных услуг ежегодно представляются более 100 тысячам человек, главным образом, пожилым и инвалидам. Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают около 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16 процентов от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан.
Действующая сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности и не соответствует федеральным нормативам обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р. По домам-интернатам для престарелых и инвалидов, психоневрологическим и специальным домам-интернатам обеспеченность населения против нормативного количества коек составляет 81,2%, по местам в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей - 36%.
С 2010 года введен в эксплуатацию первый 72-квартирный социальный дом в г. Якутске для инвалидов и одиноких пожилых людей, открыты межулусные дома-интернаты для престарелых и инвалидов в п. Депутатский Усть-Янского улуса, п. Артык Оймяконского улуса, п. Ленинский Алданского района, завершена реконструкция Намского дома-интерната для престарелых и инвалидов, Мегино-Кангаласского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Кобяйского центра социальной помощи семье и детям, введено в эксплуатацию здание государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска".
По Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2014 год в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 года N 483 было предусмотрено 218,39 млн. руб., по итогам которого введены в эксплуатацию следующие объекты социального обслуживания населения: Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Нюрбе, Амгинский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов в с. Бетюнь Амгинского улуса, Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Якутске и приобретено здание для размещения ГКУ РС(Я) "Алданский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
В 2015 году введены в эксплуатацию спальный корпус на 100 мест Олекминского психоневрологического дома-интерната (I очередь) в г. Олекминске Олекминского района и здание МОУ "Национальная гимназия" для размещения ГБУ РС(Я) "Олекминский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов" в п. Нефтебаза Олекминского района. В 2016 году введена в эксплуатацию 2-я очередь реабилитационного центра ветеранов Великой Отечественной войны и локальных боевых действий в г. Якутске, которая приурочена к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2014 года N 2826 "О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период 2015 - 2019 годы" ведется строительство объекта "Республиканский детский реабилитационный центр в г. Якутске на 100 койко-мест и 150 мест дневного посещения".
В современных условиях необходима модернизация сети социальных учреждений путем переориентации, внедрения новых технологий в социальном обслуживании пожилых людей, например, через создание института приемной семьи для пожилых, строительство специальных домов для людей пожилого возраста и инвалидов, расширение сети социального обслуживания пожилых граждан на дому и другие.
Одной из основных гарантий, определенных Конституцией Российской Федерации, является создание условий для труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Общая обстановка с охраной труда и условиями труда в Республике Саха (Якутия) остается напряженной, несмотря на позитивные изменения по отдельным показателям. В 2010 году численность пострадавших на производстве в расчете на 1 000 работающих в целом по республике составила 2 человека и является самым низким показателем среди регионов ДВФО (например, в Магаданской области - 2,5 человек).
За последние годы наблюдается рост удельного веса работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда.
Удельный вес работающих на предприятиях республики в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, составил в 2011 году 37,7% от общей численности занятых в экономике, в 2010 году - 36,3%, что значительно выше, чем значение данного показателя в Российской Федерации (27,6%). В 2012 году эта цифра составила 37,6%, в 2013 году - 40,5%. Из общего числа работающих во вредных условиях труда в 2013 году 45,7% приходилось на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, 42,4% - обрабатывающие производства, 55,8% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 30,6% - строительство, 29,8% - транспорт и 14,1% - связь.
В течение 2010 - 2013 годов около одной трети всех зарегистрированных профессиональных заболеваний было выявлено при обращении работников за медицинской помощью. Уровень профессиональной заболеваемости - это, прежде всего, отражение условий труда 15-20 летней давности, так как большинство зарегистрированных профбольных - лица предпенсионного и пенсионного возраста.
В целях дальнейшего совершенствования государственного управления охраной труда на территории Республики Саха (Якутия) принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2009 года N 497 "Об утверждении Положения о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) (в новой редакции)".
Социальная защита населения является неотъемлемой частью социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия), направленной на ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности социально уязвимых категорий населения и обеспечивающей гражданам возможность для улучшения социального положения и качества жизни.
Наиболее значимые факторы, негативно влияющие на развитие социальной сферы в Республике Саха (Якутия), показывает SWOT-анализ текущего состояния социальной сферы в Республике Саха (Якутия).
SWOT-анализ текущего состояния социальной сферы в Республике Саха (Якутия)