Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА ВЫПЛАТУ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ (с изменениями на: 18.08.2004)


 3. Современное состояние проблемы


Основными составляющими расходов на социальную поддержку населения являются расходы на финансирование социальных пособий и льгот, оказание социальной помощи населению.

Оказание адресной социальной помощи населению в Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области "О социальной помощи в Самарской области".

Право на получение социальной помощи имеют семьи с детьми, семьи с неработающими пенсионерами и инвалидами, а также одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. В качестве базового критерия для выделения категорий граждан, имеющих право на получение социального пособия, выступает то обстоятельство, что данные граждане не могут удовлетворить свои материальные потребности в силу объективных причин (состояние здоровья, возраст, денежное и имущественное положение).

Необходимым условием для получения социальной помощи является документальное подтверждение получаемых доходов, таких как заработная плата, пенсии, стипендии, доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего на праве собственности, доходы, полученные в результате ведения личного подсобного хозяйства, а также льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета, в стоимостном выражении.

Адресная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат - не менее 50% (социальных пособий) и в натуральной форме (продуктами питания и товарами повседневного спроса).

Важным элементом системы социальной поддержки населения являются предоставляемые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, а также различные виды пособий, компенсаций и субсидий. Существенным недостатком действующей системы социальной поддержки населения является отсутствие взаимосвязи между ее различными формами, а также единых принципов и критериев предоставления социальной поддержки. Общий объем социальной поддержки, предоставляемой по различным каналам, трудно проконтролировать, так как многие льготы, пособия, компенсации, субсидии предоставляются согласно действующему законодательству без учета объемов социальной поддержки, предоставленных конкретному получателю в иных формах. Недостаток контроля усложняет увязку объема предоставляемой социальной поддержки с реальной нуждаемостью получателя. Существенные затруднения в развитии системы адресной социальной поддержки населения создает отсутствие соответствующей единой информационной системы (единой терминологии и классификации).

Дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки населения требует:

формирования органа исполнительной власти, реализующего единую политику Самарской области в области оказания адресной социальной поддержки населению Самарской области, в частности, путем оказания такой поддержки за счет средств областного бюджета во всех предусмотренных действующим законодательством формах, обеспечения унифицированных технологий назначения и выплаты социальной помощи, создания условий для подготовки квалифицированного персонала органов и учреждений социальной защиты населения;

создания единой информационной базы данных, содержащей информацию о получателях различных социальных выплат и льгот;

разработки соответствующей нормативно-правовой базы перехода на выплату единого социального пособия.

В городе Сызрани Самарской области имеется опыт развития системы социальной поддержки населения. В основу системы регистрации малоимущих граждан положен принцип "одного окна", реализуемый на базе управления социальной защиты населения города. Это позволило сконцентрировать денежные ресурсы в одном ведомстве, создать единую базу данных малоимущих граждан города, сократить многочисленные процедуры проверки доходов граждан, обеспечить получателям возможность оформлять различные виды социальной помощи в одном учреждении и в одно время.