ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2001 года N 349

О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА НА ВЫПЛАТУ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 18.08.2004 N 240)


В целях совершенствования системы адресной социальной поддержки населения постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию перехода на выплату единого социального пособия.

2. Департаменту социальной защиты населения Администрации области (Светкиной) совместно с другими структурными подразделениями Администрации области в срок до 1 декабря 2001 года разработать мероприятия по реализации Концепции перехода на выплату единого социального пособия и представить на утверждение Губернатору области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Казакова В.А.


Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ


Приложение
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 28 сентября 2001 года N 349

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА НА ВЫПЛАТУ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ (далее - Концепция)


 1. Общие положения


В настоящее время в Самарской области на основе Закона Самарской области "О социальной помощи в Самарской области", иных нормативных правовых актов Самарской области сформирована эффективно действующая система адресной социальной поддержки малоимущих семей и одиноко проживающих граждан за счет средств областного бюджета. Между тем динамика социально-экономического развития Самарской области требует принятия мер, направленных на совершенствование механизмов оказания адресной социальной поддержки, перевод их на качественно новый уровень.

Настоящая Концепция разработана в целях дальнейшего повышения эффективности социальной поддержки населения Самарской области.

Основными задачами настоящей Концепции являются определение комплекса мер, направленных на более полную реализацию закрепленного в Законе Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" принципа адресного назначения социальной помощи, улучшение качества жизни малоимущих групп населения, повышение эффективности использования финансовых средств, направляемых на социальную поддержку населения.


 2. Основные понятия, используемые в Концепции


Малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин) - семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Прожиточный минимум семьи - сумма значений прожиточного минимума всех членов семьи.

Социальный паспорт семьи (одиноко проживающего гражданина) - документ, включающий в себя сведения о составе семьи, о социальном статусе каждого члена семьи, совокупном среднемесячном доходе, прожиточном минимуме и размерах социальных пособий, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.


 3. Современное состояние проблемы


Основными составляющими расходов на социальную поддержку населения являются расходы на финансирование социальных пособий и льгот, оказание социальной помощи населению.

Оказание адресной социальной помощи населению в Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области "О социальной помощи в Самарской области".

Право на получение социальной помощи имеют семьи с детьми, семьи с неработающими пенсионерами и инвалидами, а также одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. В качестве базового критерия для выделения категорий граждан, имеющих право на получение социального пособия, выступает то обстоятельство, что данные граждане не могут удовлетворить свои материальные потребности в силу объективных причин (состояние здоровья, возраст, денежное и имущественное положение).

Необходимым условием для получения социальной помощи является документальное подтверждение получаемых доходов, таких как заработная плата, пенсии, стипендии, доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего на праве собственности, доходы, полученные в результате ведения личного подсобного хозяйства, а также льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета, в стоимостном выражении.

Адресная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат - не менее 50% (социальных пособий) и в натуральной форме (продуктами питания и товарами повседневного спроса).

Важным элементом системы социальной поддержки населения являются предоставляемые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, а также различные виды пособий, компенсаций и субсидий. Существенным недостатком действующей системы социальной поддержки населения является отсутствие взаимосвязи между ее различными формами, а также единых принципов и критериев предоставления социальной поддержки. Общий объем социальной поддержки, предоставляемой по различным каналам, трудно проконтролировать, так как многие льготы, пособия, компенсации, субсидии предоставляются согласно действующему законодательству без учета объемов социальной поддержки, предоставленных конкретному получателю в иных формах. Недостаток контроля усложняет увязку объема предоставляемой социальной поддержки с реальной нуждаемостью получателя. Существенные затруднения в развитии системы адресной социальной поддержки населения создает отсутствие соответствующей единой информационной системы (единой терминологии и классификации).

Дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки населения требует:

формирования органа исполнительной власти, реализующего единую политику Самарской области в области оказания адресной социальной поддержки населению Самарской области, в частности, путем оказания такой поддержки за счет средств областного бюджета во всех предусмотренных действующим законодательством формах, обеспечения унифицированных технологий назначения и выплаты социальной помощи, создания условий для подготовки квалифицированного персонала органов и учреждений социальной защиты населения;

создания единой информационной базы данных, содержащей информацию о получателях различных социальных выплат и льгот;

разработки соответствующей нормативно-правовой базы перехода на выплату единого социального пособия.

В городе Сызрани Самарской области имеется опыт развития системы социальной поддержки населения. В основу системы регистрации малоимущих граждан положен принцип "одного окна", реализуемый на базе управления социальной защиты населения города. Это позволило сконцентрировать денежные ресурсы в одном ведомстве, создать единую базу данных малоимущих граждан города, сократить многочисленные процедуры проверки доходов граждан, обеспечить получателям возможность оформлять различные виды социальной помощи в одном учреждении и в одно время.


 4. Основные принципы реализации Концепции


К основным принципам реализации настоящей Концепции относятся:

адресность в назначении единого социального денежного пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам;

заявительный принцип выплаты единого социального денежного пособия с учетом индивидуальной нуждаемости;

установление критерия нуждаемости через соотношение среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума;

стимулирующий, исключающий социальное иждивенчество трудоспособного населения характер предоставления единого социального пособия;

доступность единого социального пособия, проведение политики недискриминации и обеспечения социальной справедливости при предоставлении социальных пособий независимо от места жительства, принадлежности получателей к определенным социально-демографическим, этническим, профессиональным и иным группам населения;

преемственность проводимой исполнительными органами государственной власти политики реформирования системы оказания адресной социальной поддержки путем замены всех социальных выплат и льгот единым социальным пособием;

научная обоснованность социальной политики Правительства Самарской области, применение современных технологий в процессе оказания социальной поддержки населению Самарской области;

     (в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 18.08.2004 N 240)

повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, направляемыми на социальную поддержку;

совершенствование законодательной базы в части социальной поддержки населения на всех уровнях государственной власти;

взаимодействие со средствами массовой информации и иными институтами гражданского общества в процессе перехода на выплату единого социального пособия.


 5. Механизм перехода на выплату единого социального пособия


Целями перехода на выплату единого социального пособия являются:

совершенствование адресной социальной поддержки населения путем замены различных видов пособий, компенсаций, субсидий, предоставляемых малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, единым социальным пособием;

создание единой информационной системы, обеспечивающей получение достоверных сведений о численности получателей социальной поддержки в различных формах, видах социальной поддержки, оказываемых различными органами государственной власти, реализация принципа "одного окна" в процессе назначения и выплаты единого социального пособия;

рациональное использование денежных средств, направляемых на социальную поддержку населения, перераспределение их для целенаправленной помощи нуждающимся.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

проведение анализа обоснованности предоставления различных видов льгот, пособий и компенсационных выплат;

определение общего объема расходов на предоставление вышеуказанных видов социальной поддержки за счет средств областного бюджета;

создание единой информационной базы о малоимущих семьях, одиноко проживающих граждан;

принятие нормативных правовых актов, подготовка методических материалов, необходимых для перехода на выплату единого социального пособия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам;

разработка положения о социальном паспорте малоимущей семьи и одиноко проживающих граждан, порядка его введения и использования при назначении единого социального пособия;

формирование механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления, учреждениями социальной защиты.

     (в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 18.08.2004 N 240)

Переход на выплату единого социального пособия предполагает несколько этапов.

Первый этап включает в себя комплекс мероприятий, направленных на проведение денежной оценки общего объема льгот, пособий, компенсационных выплат и субсидий населению, выплачиваемых (предоставляемых) за счет средств областного бюджета.

На втором этапе необходимо сформировать единую информационную систему, включающую информацию о численности получателей социальной поддержки, обо всех видах и объемах социальной поддержки (пособиях, компенсациях, субсидиях и льготах в денежном выражении), предоставляемой за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов.

Третий этап предполагает осуществление мероприятий по совершенствованию механизмов оказания адресной социальной помощи: разработке и принятию соответствующих нормативных правовых актов, введению на территории Самарской области социального паспорта семьи; формированию при органах социальной защиты населения соответствующих служб, которые будут заниматься оценкой нуждаемости потенциальных получателей единого социального пособия, его начислением и выплатой.

Источниками финансового обеспечения перехода на единое социальное пособие являются средства областного бюджета, иные средства, предусмотренные для обеспечения реализации поставленных целей действующим законодательством.

На каждом этапе необходимо осуществление мониторинга эффективности проведения мероприятий по реализации Концепции в целях возможной корректировки приоритетов, уточнения намеченных задач и путей их решения.


 6. Заключительные положения


Реализацию положений настоящей Концепции обеспечивают Правительство Самарской области, иные органы исполнительной власти Самарской области.

     (в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 18.08.2004 N 240)

В процессе реализации настоящей Концепции следует признать необходимым формирование механизмов взаимодействия между органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, организациями с целью проведения единой политики в сфере обеспечения социальной защиты населения Самарской области, концентрации усилий государства и общества на решении наиболее острых социальных проблем, что позволит повысить эффективность системы социальной защиты населения, снизить социальную дифференциацию, уровень бедности и поднять систему социальной защиты населения Самарской области на новый качественный уровень.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»