Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2005-2012 ГОДЫ

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПОРТА ШЕРСТИ ЗА 2002-2003 ГГ.

2002 г.

2003 г.

2003 г. к

2002 г., %

 1                     

 2   

 3  

 4    

Экспорт шерсти

- тонн

- тыс. долл. США                            


 23,7

 66,4


 246,0

 378,7


 10,4 раза

 5,7 раза

Средняя цена 1 тонны шерсти, долл. США      

2801,7

1539,6

 55,0     

"Ножницы" цен, долл. США за 1 тонну         

 -   

1832,6

 -    

Доля шерсти в республиканском экспорте, %   

 0,4

 1,5

 -    

Количество стран - импортеров калмыцкой шер-

сти, ед.                                    

 1   

 3   

 3,0 раза


В 2003 г. экспорт шерсти в физическом весе составил 246,0 тонны, что в 10,4 раза больше, чем в 2002 г., в стоимостном выражении - 378,7 тыс. долларов США (в 5,7 раза больше, чем в 2002 г.).

В целом же номенклатура экспорта республики носит сырьевой характер. Одновременно с этим неоправданно низка степень самообеспечения регионального рынка собственной продукцией, особенно с высокой степенью переработки. Данная ситуация негативно проецируется на бюджетно-налоговую ситуацию, рынок труда, уровень жизни подавляющей части населения Калмыкии, предопределяет общее позиционирование республики как периферийного слабозаселенного аграрного высокодепрессивного региона со сложными, детерминируемыми природно-экологическим фактором, условиями хозяйствования и расселения.

Выше охарактеризованные факторы, особенности и проблемные ситуации социально-экономического развития республики предопределяют необходимость реализации комплекса мер по выводу ее экономики из депрессивного состояния, в том числе и на основе реализации предлагаемых программно-целевых подходов.

Доминантным условием реализации данного приоритета является качественная модернизация региональной экономики, перевод ее из современного депрессивного состояния в режим устойчивой репродукции на модернизированной технико-технологической, структурной и институциональной базе. При этом в первую очередь следует обеспечить преодоление (либо эффективную нейтрализацию) основополагающих факторов консервации депрессивности территориально-хозяйственной системы республики:

- структурных особенностей экономики, доминанты в ней отраслей первичной сферы с невысокой добавленной стоимостью, засилья "теневой" составляющей, отсталых в технико-технологическом отношении предприятий и производств;

- чрезвычайно низкой и неэффективной (вследствие структурной специфики) степени включенности экономики республики в систему межрегионального и международного разделения труда, ее крайне низкий инвестиционный потенциал;

- низкий уровень кооперации и взаимодействия с соседними субъектами федерации России, с крупными межрегиональными корпорациями (Газпром, Лукойл, Норильский никель и др.);

- незавершенности и непоследовательности рыночно-институциональных преобразований, недостаточной конкуренции на всех основных рынках республики;

- наличия хронических инфраструктурных проблем, включая и специфическую для Калмыкии проблему водообеспечения;

- принявшего системный характер миграционного оттока с территории Калмыкии высококвалифицированной молодежи;

- сложных природно-климатических условий хозяйствования и расселения, пониженной степени устойчивости экосистемы республики, ее пространственной дистанцированности от основных экономических и социокультурных центров Юга России, в совокупности порождающих мезоэкономический эффект "антиренты", существенно лимитирующий устойчивое социально-экономическое развитие, ставящий последнее в существенную зависимость от бюджетно-финансовой, инвестиционной и иной поддержки Калмыкии на уровне федерального центра.

Преодоление действия указанных неблагоприятных факторов сопряжено:

- с последовательной реструктуризацией региональной экономики, формированием в ней наряду с ориентированными на извлечение природной ренты сырьевыми отраслями (агросфера, нефте- и газодобыча) сегмента перерабатывающей промышленности, стройиндустрии, сферы услуг (в том числе и рекреации);

- с формированием благоприятного предпринимательского климата на территории республики, "запуском" современных эффективных инструментов и механизмов экономического развития, сочетанием государственной и муниципальной поддержки местного бизнес-сообщества с привлечением в региональную экономику крупных российских и зарубежных стратегических инвесторов;

- с активным позиционированием экономики республики на межрегиональных и мировых рынках товаров, капиталов, услуг;

- с ростом реальных доходов и, соответственно, платежеспособного спроса населения Калмыкии;

- с системными усилиями на уровне федерального центра по опережающему развитию инфраструктурных подсистем республики (ЖКХ, дорожно-транспортный комплекс, природоохранная инфраструктура и др.).