2002 г. | 2003 г. | 2003 г. к 2002 г., % | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Экспорт шерсти - тонн - тыс. долл. США | 23,7 66,4 | 246,0 378,7 | 10,4 раза 5,7 раза |
Средняя цена 1 тонны шерсти, долл. США | 2801,7 | 1539,6 | 55,0 |
"Ножницы" цен, долл. США за 1 тонну | - | 1832,6 | - |
Доля шерсти в республиканском экспорте, % | 0,4 | 1,5 | - |
Количество стран - импортеров калмыцкой шер- сти, ед. | 1 | 3 | 3,0 раза |
В 2003 г. экспорт шерсти в физическом весе составил 246,0 тонны, что в 10,4 раза больше, чем в 2002 г., в стоимостном выражении - 378,7 тыс. долларов США (в 5,7 раза больше, чем в 2002 г.).
В целом же номенклатура экспорта республики носит сырьевой характер. Одновременно с этим неоправданно низка степень самообеспечения регионального рынка собственной продукцией, особенно с высокой степенью переработки. Данная ситуация негативно проецируется на бюджетно-налоговую ситуацию, рынок труда, уровень жизни подавляющей части населения Калмыкии, предопределяет общее позиционирование республики как периферийного слабозаселенного аграрного высокодепрессивного региона со сложными, детерминируемыми природно-экологическим фактором, условиями хозяйствования и расселения.
Выше охарактеризованные факторы, особенности и проблемные ситуации социально-экономического развития республики предопределяют необходимость реализации комплекса мер по выводу ее экономики из депрессивного состояния, в том числе и на основе реализации предлагаемых программно-целевых подходов.
Доминантным условием реализации данного приоритета является качественная модернизация региональной экономики, перевод ее из современного депрессивного состояния в режим устойчивой репродукции на модернизированной технико-технологической, структурной и институциональной базе. При этом в первую очередь следует обеспечить преодоление (либо эффективную нейтрализацию) основополагающих факторов консервации депрессивности территориально-хозяйственной системы республики:
- структурных особенностей экономики, доминанты в ней отраслей первичной сферы с невысокой добавленной стоимостью, засилья "теневой" составляющей, отсталых в технико-технологическом отношении предприятий и производств;
- чрезвычайно низкой и неэффективной (вследствие структурной специфики) степени включенности экономики республики в систему межрегионального и международного разделения труда, ее крайне низкий инвестиционный потенциал;
- низкий уровень кооперации и взаимодействия с соседними субъектами федерации России, с крупными межрегиональными корпорациями (Газпром, Лукойл, Норильский никель и др.);
- незавершенности и непоследовательности рыночно-институциональных преобразований, недостаточной конкуренции на всех основных рынках республики;
- наличия хронических инфраструктурных проблем, включая и специфическую для Калмыкии проблему водообеспечения;
- принявшего системный характер миграционного оттока с территории Калмыкии высококвалифицированной молодежи;
- сложных природно-климатических условий хозяйствования и расселения, пониженной степени устойчивости экосистемы республики, ее пространственной дистанцированности от основных экономических и социокультурных центров Юга России, в совокупности порождающих мезоэкономический эффект "антиренты", существенно лимитирующий устойчивое социально-экономическое развитие, ставящий последнее в существенную зависимость от бюджетно-финансовой, инвестиционной и иной поддержки Калмыкии на уровне федерального центра.
Преодоление действия указанных неблагоприятных факторов сопряжено:
- с последовательной реструктуризацией региональной экономики, формированием в ней наряду с ориентированными на извлечение природной ренты сырьевыми отраслями (агросфера, нефте- и газодобыча) сегмента перерабатывающей промышленности, стройиндустрии, сферы услуг (в том числе и рекреации);
- с формированием благоприятного предпринимательского климата на территории республики, "запуском" современных эффективных инструментов и механизмов экономического развития, сочетанием государственной и муниципальной поддержки местного бизнес-сообщества с привлечением в региональную экономику крупных российских и зарубежных стратегических инвесторов;
- с активным позиционированием экономики республики на межрегиональных и мировых рынках товаров, капиталов, услуг;
- с ростом реальных доходов и, соответственно, платежеспособного спроса населения Калмыкии;
- с системными усилиями на уровне федерального центра по опережающему развитию инфраструктурных подсистем республики (ЖКХ, дорожно-транспортный комплекс, природоохранная инфраструктура и др.).