ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01 февраля 2008 года N 22-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА ПЕРИОД 2008-2012 ГОДЫ]


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы":

1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на период 2008-2012 годы.

2. Определить Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия государственным заказчиком республиканской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на период 2008-2012 годы (далее - Программа).

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 57 000 000 (пятьдесят семь миллионов)рублей.

4. Агентству по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.

5. Рекомендовать главам администраций районных муниципальных образований и Мэру г. Элиста ежегодно предусматривать выделение средств из местных бюджетов на реализацию Программы.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В.СЕНГЛЕЕВ

     1 февраля 2008 года
     N 22-р


Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 1 февраля 2008 года N 22-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА ПЕРИОД 2008-2012 ГОДЫ

1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ


05.09.2005 г. Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству РФ разработать 4 национальных проекта в сфере здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства. В целях исполнения указанного поручения Министерство регионального развития России разработало проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", организационной основой которого станет новая редакция федеральной целевой программы "Жилище".

Главная цель национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - удвоение объема строительства жилья к 2010 г. (с 40 млн. м(2) в 2004 г. до 80 млн. м(2) в 2010 г.). Кроме того, планируется снизить нахождение граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, в очереди с 20 до 5-7 лет, а также увеличить долю семей, которые могут воспользоваться собственными или заемными средствами на приобретение жилья с 9% до 30%. Главное, что позволит решить квартирный вопрос граждан, по мнению авторов национального проекта, - это развитие ипотечного кредитования. В рамках проекта планируется увеличение объема выдаваемых ипотечных кредитов с 20 млрд. руб. в 2004 г. до 415 млрд. руб. в 2010 г. При этом рыночная ставка процентов по этому виду кредитов снизится с 15% в 2005 г. до 8% в 2010 г. Тем самым предполагается выполнить еще одно поручение Президента РФ В.В. Путина: увеличение до 1 млн. количество ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов. Регионам Российской Федерации, как и органам местного самоуправления, отводится ведущая роль в процессе реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В условиях сокращения численности населения в России нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в XXI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время.

В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом.

Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность в настоящее время, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи.

Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилым комплексам (МЖК). МЖК представлял собой оригинальную форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы.

В современных условиях улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения и строительства жилья со стороны государства.

2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Применение программно-целевого метода в решении ключевой проблемы позволит:

- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств;

- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;

- разработать и внедрить технологию решения жилищных проблем молодых семей;

- создать предпосылки и условия для укрепления института молодой семьи в ходе реализации Программы по окончании сроков ее реализации;

- повысить результативность расходования бюджетных средств на цели обеспечения жильем молодых семей.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА


Анализ состояния динамики демографических процессов и причин их вызывающих, свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни населения.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.

Как показал социологический опрос, проведенный специалистами Агентства, 72% респондентов в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали иметь детей, назвали отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.

Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно, как отсутствие перспектив получения жилья.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождения детей приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями, снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. По оценке специалистов Агентства среднегодовой темп прироста молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, составляет 135,86%.

В ходе реализации I этапа (2002-2007 годы) программы государственную поддержку в виде безвозмездных субсидий на приобретение жилья получили 528 молодых семей (в 2004 г. из 723 семей подавших заявление - 89 семей, в 2005 г. из 564 семей - 102 семей, в 2006 г. из 525 семей - 129 семей), что составляет около 20% от общего количества молодых семей, зарегистрированных в банке данных Агентства.

Данная Концепция предусматривает разработку и внедрение комплексных мер, направленных на предоставление различных видов государственной поддержки молодых семей в сфере обеспечения жильем, что позволит снизить количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в среднем до 50%.

4. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ (СПОСОБЫ) РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НА ВАРИАНТНОЙ ОСНОВЕ, ОЦЕНКА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВАРИАНТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ


Концепция Программы предусматривает несколько возможных вариантов ее реализации, отличающихся объемами и направлениями финансирования:

- предоставление молодым семьям социальных выплат в совокупности из федерального, республиканского и муниципальных бюджетов на приобретение жилья или строительство жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство жилого дома;

- на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

К числу наиболее значительных рисков Концепция относит риски недофинансирования разработанной Программы со стороны республиканского и муниципальных бюджетов.

5. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация Программы будет осуществляться с 2008 по 2012 годы.

6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


Реализация данной Программы направлена на достижение следующих показателей:

- доля привлеченных внебюджетных средств в Программу;

- объем вводимых в эксплуатацию жилых помещений;

- количество молодых семей, получившие субсидии;

- размер субсидии на приобретение жилья (с градацией по количеству членов семьи).

Реализация Программы по предварительным расчетам позволит улучшить жилищные условия более 1000 молодых семей, из них:

в 2008 году - 150 семей;

в 2009 году - 170 семей;

в 2010 году- 210 семей;

в 2011 году - 250 семей;

в 2012 году - 290 семей.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


(млн. рублей)

 2008

 2009

 2010

 2011

 2012

 итого  

Все источники

финансирования      

 80  

 116  

 180  

 240  

 280  

 896   

Федеральный бюджет  

 30  

 42  

 60  

 90  

 120  

 342   

Республиканский

бюджет              

 5  

 7  

 10  

 15  

 20  

 57   

Муниципальный бюджет

 5  

 7  

 10  

 15  

 20  

 57   

Внебюджетные

средства            

 40  

 60  

 100  

 120  

 120  

 440   

7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком - Агентством по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия и Администрациями районных муниципальных образований, Мэрией г. Элисты.

Общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия, исполняющее функции государственного заказчика.

Сведения о ходе реализации Программы предоставляются ежеквартально в Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия.

Взаимодействие Агентства по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия с исполнителями Программы осуществляется на основе соглашения, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств бюджетов всех уровней подлежит контролю со стороны Агентства по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия и других контролирующих органов в соответствии с установленным порядком.

Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия:

- информирует Правительство Республики Калмыкия о ходе реализации Программы;

- предоставляет в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия отчеты об использовании бюджетных средств с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы;

- участвует в создании нормативно-правовой базы, законодательных и нормативных правовых документов.

8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Государственный заказчик и разработчик программы - Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия.

9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЪЕМАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


Объемы и источники финансирования:

- общий планируемый объем финансовых средств на 2008-2012 годы - 896 000 тыс. руб., из них:

федеральный бюджет - 342 000 тыс. руб.

республиканский бюджет - 57 000 тыс. руб.

муниципальный бюджет -57 000 тыс. руб.

внебюджетные средства - 440 000 тыс. руб.

Объемы финансирования программных мероприятий из республиканского бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»