Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ"

Таблица 3

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ (НА КОНЕЦ ГОДА, В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)

 Количество

 малых

 предприятий   

 Среднесписочная

 численность

 работников    

 Оборот

 предприятий    

2005

2006

2007

2005

2006

 2007

2005

2006

 2007

Сельское хозяйство   

 6,9

 6,8

6,6  

 7,3

 8,1

 7,3  

 3,1

 4,8

 2,5  

Обрабатывающие

производства         

12,7

 9,7

8,2  

18,8

14,4

 11,7

 7,9

 7,3

 5,5  

Строительство        

15,9

11,5

10,9

25,9

19,9

 23,5

24,9

30,1

 40,2

Оптовая и розничная

торговля             

31,5

43,9

47,9

24,1

29,1

 30,8

50,5

45,3

 42,0

Гостиницы и

рестораны            

 2,2

 7,0

7,3  

 2,1

 6,9

 7,4  

 1,9

 3,6

 3,2  

Транспорт и связь    

 9,1

 6,5

5,2  

 8,2

 7,7

 5,8  

 4,3

 3,9

 3,2  

Операции с

недвижимым

имуществом, аренда и

предоставление услуг


15,9


11,7


11,6


 9,0


 8,9


 8,3  


 6,6


 4,0


 2,6  

Другие виды

деятельности         

 5,8

 2,9

 2,3

 4,6

 5,0

 5,2  

 0,8

 1,0

 0,8  

Итого                

 100

 100

 100

 100

 100

 100  

 100

 100

 100  


В целом, вклад малого предпринимательства в экономику республики с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике республики. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, все больше проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.

Однако, представленные выше данные констатируют неравномерность развития малого предпринимательства в республике. В последние годы структура малых предприятий по видам экономической деятельности практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего, торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная (в сфере оптовой, розничной торговли и услуг действовало 47,9% от общего числа организаций малого предпринимательства в 2007 году).

В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных.

Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, являлось несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов.

На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций.

Существует также проблема в отсутствии объективной статистической информации о деятельности малого и среднего бизнеса, обусловленной несовершенством системы статистического учета. Органы статистики не располагают информацией о фактической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное обстоятельство является следствием несовершенства законодательства. Решить данную проблему позволит реализация направления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в части разработки региональных статистических форм, учитывающих особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия. Достоверные и объективные статистические данные позволят проводить более эффективную политику по развитию малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, у малого предпринимательства слабая производственно-техническая и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах.

Существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при их преодолении несут значительные финансовые, организационные и моральные издержки.

При сохранении существующей системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и действующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса в Республике Калмыкия может быть исчерпан. Необходимо вводить новые формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут представлять собой механизм преодоления существующих трудностей в развитии и ведении предпринимательской деятельности.

Прогноз развития малого предпринимательства в Республике Калмыкия без использования программно-целевого метода не будет учитывать важнейшие интеграционные составляющие: взаимосвязь между хозяйствующими субъектами малого предпринимательства с остальной частью целостной экономики республики.