ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 07 сентября 2011 года N 230-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (2012-2014 ГОДЫ)"]


В целях формирования благоприятного инвестиционного и инновационного климата, создания инновационной и инвестиционной инфраструктуры Республики Калмыкия:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012-2014 годы)" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия, государственными заказчиками: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Управление по развитию электронного Правительства Республики Калмыкия.

3. Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия обеспечить разработку и представление проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Л.ИВАНОВА

     7 сентября 2011 года
     N 230-р






Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 7 сентября 2011 года N 230-р



 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (2012-2014 ГОДЫ)"


      1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, одним из ключевых направлений развития республики является повышение инвестиционной привлекательности региона. Для этой цели необходимо создание максимально благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в республике. Инвестиции определяют экономическую ситуацию и перспективы развития республики, а инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом региональной экономической политики.

Создание в Республике Калмыкия благоприятного инвестиционного климата предполагает наличие в республике законодательных, инфраструктурных и информационных условий для привлечения инвестиций.

Состояние инвестиционного климата является одним из определяющих показателей экономической ситуации и перспектив развития региона.

За период с 2005 по 2008 годы наблюдался рост инвестиций в экономику Республики Калмыкия. В 2005 году в Республике Калмыкия направлено инвестиций в основной капитал - 3 062,4 млн. рублей, что составляет 120% к уровню 2004 года (в сопоставимых ценах), в 2006 году - 3 750,6 млн. рублей (111,9%), в 2007 году - 6 151,2 млн. рублей (149,6%) и в 2008 году - 7 949,6 млн. рублей (114,2%). Однако в связи с кризисными явлениями в экономике в Республике Калмыкия в 2009 году произошло снижение инвестиционной активности: было использовано 8 105,7 млн. рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в сопоставимых ценах на 11,9%. В 2010 году инвестиции в основной капитал по сравнению с предыдущим годом составили 81%.

В Республике Калмыкия высокая доля бюджетных источников финансирования капиталовложений.

В 2005 году доля инвестиций за счет бюджетных средств составляла - 29,2%, в 2006 году - 24,6%, в 2007 году - 31,6%, в 2008 году - 38,3%, в 2009 году - 38,4%. В 2010 году на бюджетные инвестиции приходилось около 19% всех инвестиций в основной капитал, в том числе 16% составляют инвестиции из федерального бюджета и 2,4% из республиканского бюджета.

В структуре инвестиций в основной капитал основная доля составляет средства, финансируемых из федерального бюджета направленные на выполнение федеральных целевых программ, целью которых являются строительство и реконструкция объектов социально-культурной сферы республики, а также финансируемые в рамках мероприятий связанных с подготовкой и проведением празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.

Субъектам инвестиционной деятельности предоставлялись налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций.

Согласно данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2010 году Республика Калмыкия относилась к числу регионов России с низким инвестиционным потенциалом и с экстремальным риском (3D), тогда как в 2009 году с незначительным потенциалом и высоким риском (3С2). В инвестиционном рейтинге регионов Российской Федерации Республика Калмыкия занимает 82-е место по инвестиционному риску и по инвестиционному потенциалу. Наименьшим инвестиционным риском республики является экологический, наибольшим - экономический. Наибольший инвестиционный потенциал - природно-ресурсный.

По совокупности природно-климатических и географических условий, Республика Калмыкия является инвестиционно-привлекательным регионом. Вместе с тем, уровень инвестиционной активности в Республике Калмыкия не адекватен уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности. Это объясняется наличием следующих проблем:

отсутствие механизмов финансовой поддержки инвестиционной деятельности;

отсутствие на территории республики земель с развитой инженерной инфраструктурой, которые можно предоставлять в пользование инвесторам для размещения новых производств;

не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов;

не осуществляется поддержка инноваций.

В этой связи необходимо активизировать системную работу по созданию и развитию новых механизмов поддержки инвесторов и целенаправленно продвигать инвестиционный потенциал Республики Калмыкия на внутреннем и внешнем рынках. Работа по привлечению инвестиций должна носить системный характер и осуществляться на основе программно-целевого метода. Программно-целевой метод позволит объединить мероприятия, решить проблемы в сфере привлечения инвестиций и добиться координации деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления Республики Калмыкия, а также сконцентрировать финансовые ресурсы.

Учитывая важность проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона, возникает необходимость реализации мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата в рамках республиканской целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия" (далее - Программа).


2. Возможные пути (способы) решения проблемы на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов, преимуществ и рисков


Комплексное решение вопросов создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия, в том числе в сфере создания инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, осуществления специальных информационно-аналитических мероприятий по привлечению инвесторов в регион, а также обеспечение финансирования данных мероприятий возможно только программными методами.

Вместе с тем, создание благоприятного инвестиционного климата в республике комплексным путем сопряжено с определенными рисками.

Основным риском реализации Программы является нестабильность макроэкономической ситуации (связанные с ростом инфляции, с возможностью снижения темпов роста экономики, c кризисом банковской системы, c возникновением бюджетного дефицита), что приведет к невозможности привлечения дополнительного объема средств из внебюджетных источников.

Снижению рисков способствует разработка и принятие нормативного акта Республики Калмыкия, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по актуальным рискам.


3. Ориентировочные сроки решения проблем программно-целевым методом


Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы.


4. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Выполнение Программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для развития эффективной инвестиционной деятельности на основе комплексной системы государственной поддержки реализации инвестиционных проектов на территории республики, увеличения объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Республики Калмыкия, с предложением потенциальным инвесторам инвестиционных и ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями.

Реализация Программы позволит увеличить объем привлеченных инвестиций в Республику Калмыкия, долю инвестиций в структуре валового регионального продукта от 22,6% в 2011 году до 25,3% - в 2014 году, создать в 2013 году агропромышленный парк и новые рабочие места в 2012 году в количестве 780 единиц, в 2013 году - 1102 единиц, в 2014 году - 1653 единиц.

Это позволит экономике республики перейти на инвестиционный тип развития, создаст необходимые условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в реализацию инвестиционных проектов, что будет способствовать повышению реальных доходов населения, снижению социальной напряженности и обеспечению экономической безопасности Республики Калмыкия.

Социальный эффект Программы будет состоять в организации новых рабочих мест в ходе реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, а также улучшение уровня жизни населения за счет повышения заработной платы в реальном секторе экономики.

Экономический эффект от реализации Программы будет состоять из поступлений в бюджет республики через систему налогов от субъектов инвестиционной деятельности.


5. Предложения по основным направлениям, объемам, источникам и срокам финансирования реализации целевой программы

Основные направления и меры по реализации целевой программы:

создание благоприятной для инвестиций административной среды;

создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры;

формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

налоговое стимулирование инвестиций;

формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;

обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;

кадровое обеспечение инвестиций.

Мероприятия Программы предполагается финансировать за счет средств республиканского бюджета и иных источников.

Средства на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, подлежат корректировке при разработке Закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.


6. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам


По годам реализации Программы будут определены следующие целевые индикаторы:

объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2012 году составит - 11,1 млрд. рублей, в 2013 году - 14,5 млрд. рублей, в 2014 году - 17,2 млрд. рублей.

создание одного агропромышленного парка - 2013 г.;

количество новых рабочих мест в 2012 г. - 780 ед., 2013 г. - 1102 ед., 2014 г. - 1653 ед.


 7. Предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы

Перечень мероприятий Программы формируется разработчиком Программы на основании предложений заинтересованных органов исполнительной власти Республики Калмыкия в соответствии с целевыми индикаторами и с указанием источников финансирования программных мероприятий.

Принципы формирования и реализации мероприятий Программы:

консолидация средств для реализации приоритетных направлений;

создание основы для развития инвестиции;

формирование информационно-аналитической и экспертной систем;

обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и внебюджетных источников.


8. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.

В ходе реализации Программы государственный заказчик - координатор Программы:

обеспечивает руководство и текущее управление программой;

с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств республиканского бюджета уточняет перечень и финансирование программных мероприятий, наименование и значение показателей эффективности программы;

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку информации о ходе реализации мероприятий программы.

За своевременное выполнение мероприятий программы несут ответственность государственные заказчики.


9. Предложения по государственным заказчикам, государственным заказчикам-координаторам и разработчикам целевой программы, ответственным за формирование и реализацию целевой программы

Государственным заказчиком - координатором Программ предлагается определить Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия, которое осуществляет разработку Программы.

Государственными заказчиками Программы предлагается:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия;

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия;

Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия;

Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия;

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия;

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия;

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия; Управление по развитию электронного Правительства Республики Калмыкия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»