Действующий

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РИСОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"



 1. Проблемы, на решение которых направлена целевая программа


В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, одним из приоритетных направлений развития отраслей экономики Республики Калмыкия является агропромышленный комплекс.

Зона рисосеяния на территории Республики Калмыкия размещена в пределах Сарпинской низменности и относится к северным районам не только отечественного, но и мирового рисосеяния. Однако территория Сарпинской низменности располагает богатейшими тепловыми и радиационными ресурсами фотосинтетически активной радиации (ФАР). Так продолжительность безморозного периода с температурой выше 5°С составляет 214 дней, выше 10°С - 173 дня. Сумма активных температур достигает 3600°С. Суммарное поступление ФАР в течение вегетации сельскохозяйственных культур (апрель-октябрь) здесь составляет 47,2, что вполне достаточно для формирования высоких урожаев практически всех культур, даже самых теплолюбивых, включая рис. При оптимальной влагообеспеченности в данной зоне с коэффициентом использования ФАР 2...3% возможно получение до 8...10 т/га зерна риса.

Рисунок 1 - Динамика посевных площадей и урожайность риса в Республике Калмыкия.*

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Производством риса занимаются в настоящий период 4 хозяйства в Октябрьском районе Республики Калмыкия. Предшествующая Комплексная Программа "Рис Калмыкии 2005 - 2008 гг." утратила силу постановлением Правительства от 18.08.2008 года N 287. За время действия Программы удалось добиться увеличения площади под рисом до 5,6 тыс. га и валового сбора в бункерном весе до 23 тыс. тонн в 2009 г., а самые низкие показатели были в 1997 году, когда площадь сева составляла 2554 га, а валовой сбор составил всего 3,9 тыс. тонн. Финансирование данной Программы (2004-2008 гг.), осуществлялось как за счет республиканского бюджета (23,2 млн. руб.), так и за счет собственных средств хозяйств (208,9 млн. руб.).

Реализация Программы позволила увеличить урожайность и качество риса сырца, обеспечило прирост валовой продукции до 20,8 тыс. тонн в 2009 году, улучшило социально-экономические условия жизни жителей Октябрьского района.

Объемы средств от 10 до 11 млн. рублей, которые в настоящее время вкладывают хозяйства, на содержание рисовых систем ежегодно позволяет им вести производство на минимальном уровне. Необходимость сохранения мелиоративных систем обусловлена несколькими объективными факторами:

- экологическими - прекращение подачи оросительной воды приведет к засолению из-за подъема уровня грунтовых вод сельскохозяйственных угодий, что поставит под вопрос существование озера Сарпа, пополнение которого идет за счет сбросных вод;

- социальными - в рисовых хозяйствах заняты 73% работающих в сельском хозяйстве района, хозяйства являются селообразующими предприятиями и крупными налогоплательщиками в Октябрьском районе;

- производственными - более 70% валовой продукции района производится в рисовых хозяйствах, они же имеют высокий потенциал по производству кормов на орошении, что немаловажно в условиях быстро растущей численности поголовья животных не только в районе, но и соседних районах. В 2009 году только рисовой соломы заготовлено хозяйствами соседних районов более 4 тыс. тонн для обеспечения зимовки 2009/2010 гг. С 2007 года хозяйства района увеличили производство ценной кормовой культуры - люцерны почти в 2 раза в связи с растущим спросом на грубые корма в республике.

Основанием для государственной поддержки рисоводства Калмыкии является сложившийся в последние годы диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, и особенно энергоресурсы.

В результате этого сложилась серьезная ситуация с подачей воды на затопление риса. Выделенные лимиты Министерством сельского хозяйства РФ на электроэнергию недостаточны для подачи всего объема оросительной воды для полноценного затопления риса. Так в 2007 году недофинансирование из федерального бюджета по воде составило 3,5 млн. руб., в 2008 году 6,1 млн. руб. без НДС, а в 2010 году - 5,2 млн. руб., в 2011 году - 9 млн. руб. - что поставило под угрозу высыхание посевов риса.

Оросительные нормы в зависимости от применяемого режима орошения (степени проточности и глубины затопления) могут колебаться от 17,3 до 20,3 тыс. Однако в производственных условиях оросительные нормы обычно находятся в пределах от 19,4 до 27,5 тыс.

Объем водоподачи на рисовые оросительные системы из реки Волга составляет свыше 130 млн. воды в год.

Необходимость решения данной проблемы района мероприятиями Программы диктуется тем обстоятельством, что у товаропроизводителей отсутствуют финансовые и материальные средства, позволяющие им самостоятельно решить проблему