ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 года N 169-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА
В целях долгосрочного развития театрального дела в Кабардино-Балкарской Республике Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Кабардино-Балкарской Республике до 2020 года.
И.о. Председателя Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
В.ЖИЛОВ
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Кабардино-Балкарской Республике до 2020 года (далее - Концепция) разработана Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики.
Разработка настоящего документа базируется на положениях Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 года N 1019-р, а также положениях долгосрочного социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и, в целом, Российской Федерации на период до 2020 года.
В проекте Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Кабардино-Балкарии, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в республике, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции использованы следующие термины и понятия:
театральное дело - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
театральная деятельность - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;
театральное искусство - один из видов исполнительских искусств (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства;
виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;
театр - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
труппа - творческий коллектив артистов театра;
профессиональный театр - театр с профессиональной труппой;
любительский театр - театр с любительской труппой (самодеятельный театр);
спектакль - название сценического произведения в репертуаре театра (постановка); акт показа сценического произведения (представление);
репертуар - совокупность литературных или музыкально-литературных произведений, предназначающихся для постановки в театре; совокупность сценических произведений (постановок, названий), готовых к показу зрителям (текущий репертуар);
постановка - создание спектакля;
новая постановка - новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра;
капитально возобновленная постановка - постановка, входившая ранее в репертуар театра и восстановленная для показа зрителям с сохранением прежнего художественного решения, но с обновлением материального оформления и/или со сменой состава исполнителей;
репетиция - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера, хормейстера) при подготовке новой постановки, капитальном возобновлении или корректировке спектакля текущего репертуара;
репертуарный театр - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой, сценической площадкой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей (названий);
антреприза - форма организации театрального дела, в которой предприниматель или организация набирает актеров для участия в конкретном театральном проекте;
свободная (открытая) площадка - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или выпуска и показа спектаклей различных театральных организаций;
выездной спектакль - спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона), с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток;
гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
театральный фестиваль - показ (смотр) достижений театрального искусства.
Тенденции и перспективы развития экономики Кабардино-Балкарии в ближайшее десятилетие определяются переходом к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития поликультурного общества.
Государственная политика Кабардино-Балкарии в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности, каждого этноса и поликультурного общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Обеспечение максимальной доступности для граждан Кабардино-Балкарии культурных благ - один из показателей повышения качества жизни населяющих ее народов. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды не только в столице Кабардино-Балкарии, но и в республике в целом. Театральное искусство в современной Кабардино-Балкарии занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды.
Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству. Кроме того, театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов Кабардино-Балкарии, которые оцениваются ЮНЕСКО в качестве миноритарных в условиях глобализационных процессов современности.
Учитывая неразрывную связь театрального искусства с театральным образованием, республиканская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра Кабардино-Балкарии благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная актерская школа.
Несмотря на то, что театр по своей природе экономически убыточен, опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности по сути неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал двадцатилетний опыт постсоветских преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам. За этот период театральное дело Кабардино-Балкарии претерпело существенные изменения на фоне формирования гражданского общества. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен признанные достижения театрального искусства Кабардино-Балкарии, с другой - чтобы театральное дело республики не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность многонационального театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
Бытование и развитие искусства в Кабардино-Балкарской Республике определяет необходимость включения его в северокавказский и в целом общероссийский контекст. Учитывая это обстоятельство, можно определить три направления развития театрального дела в Кабардино-Балкарии. Во-первых, следует брать по возможности все лучшее, что накоплено в отечественном и общемировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо охранять собственные традиции и достижения национальных театров. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров Кабардино-Балкарии в региональном северокавказском пространстве.
В обстоятельствах открытого общества без культурных барьеров ощущается необходимость выработки протекционистской позиции в отношении национальных театров Кабардино-Балкарии. В первую очередь, объектом государственной защиты должна стать традиционная модель репертуарного театра республики.
В начале второго десятилетия XXI века Кабардино-Балкария, как и вся Россия, и все мировое сообщество, оказалась в условиях экономического кризиса. Однако театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы всех жителей Кабардино-Балкарской Республики.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов сохранения в условиях экономического кризиса достижений сценического искусства Кабардино-Балкарии, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела как в традиционных для республики формах, так и с использованием инновационных подходов.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства поликультурного театрального пространства Кабардино-Балкарии;
поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.
Для решения указанных задач необходимо:
сохранение и развитие сети театров в республике;
завершение строительства Дворца театров в Нальчике и его материально-техническое оснащение;
государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
кадровое обеспечение театральной деятельности в соответствии с современными требованиями;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы;
определение антикризисных мер в театральном деле.
Так как театр представляет собой мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности, будущее республиканского театрального дела требует существенного расширения круга зрителей.
Обеспечение максимальной доступности для граждан Кабардино-Балкарии культурных благ - один из показателей повышения качества жизни республики. Возможность посещения жителями республики театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды. Театральное искусство в современной Кабардино-Балкарии занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий и качества жизни населения.
Несмотря на то, что в последнее время гастрольная деятельность активизировалась, достаточно низким остается показатель по гастролям в райцентры республики. В этой связи возникла необходимость определения системы правового и финансово-экономического протекционизма театра для предотвращения утраты завоеванных позиций в этой области и резкого снижения интереса к театру взрослого населения.
В настоящее время на территории Кабардино-Балкарской Республики действуют пять государственных театральных учреждений:
государственное казенное учреждение культуры "Государственный музыкальный театр Кабардино-Балкарской Республики";
государственное казенное учреждение культуры "Кабардинский государственный драматический театр им. А. Шогенцукова";
государственное казенное учреждение культуры "Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева";
государственное казенное учреждение культуры "Русский государственный драматический театр им. М. Горького";
государственное казенное учреждение культуры "Кабардино-Балкарский республиканский театр кукол".
Театральное предложение в Кабардино-Балкарии отличается жанровым разнообразием и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения республики. Однако жители сельской местности не имеют достойной возможности приобщения к театральному искусству.
Среди состоявшихся и имеющих свою историю институтов гражданского общества активный участник театрального процесса Кабардино-Балкарской Республики - Кабардино-Балкарское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, который является одним из крупных общественных институтов, реализующих свои творческие и социальные программы, направленные на решение ряда культурных и социальных задач.
Свою деятельность Кабардино-Балкарское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации осуществляет в конструктивном взаимодействии с Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, со средствами массовой информации и с иными структурами, заинтересованными в развитии театрального искусства.
Для полноценного и плодотворного функционирования трех самостоятельных театральных коллективов: Кабардинского госдрамтеатра им. А. Шогенцукова, Балкарского госдрамтеатра им. К. Кулиева, Русского госдрамтеатра им. М. Горького будет иметь чрезвычайно важное значение завершение строительства и ввод в эксплуатацию Дворца театров в г. Нальчике.
Ориентация на платежеспособный спрос при невысоком уровне доходов населения обуславливает умеренный размер цен на билеты.
В театрах, поддерживающих высокий уровень цен, повышение доступности для малообеспеченных групп населения реализуется через глубоко дифференцированную расценку мест в зрительном зале, обеспечивающую наличие определенного количества недорогих билетов, а также проведение целевых спектаклей для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов, инвалидов и т.п.
Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на постепенное выравнивание возможностей посещения театров для всех жителей Кабардино-Балкарии независимо от места проживания, для граждан с различным уровнем доходов и граждан с ограниченными возможностями.