____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 26.12.2019 N 541.
____________________________________________________________________
Правительство Алтайского края постановляет:
Внести в постановление Администрации края от 26.06.2013 N 331 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года" (в редакции от 10.09.2013 N 484, от 31.12.2013 N 721, от 14.08.2014 N 387, от 29.12.2014 N 588, от 29.04.2015 N 162, от 04.08.2015 N 322, от 13.01.2016 N 8, от 21.04.2016 N 135, от 08.08.2016 N 260, от 19.11.2016 N 391, от 30.12.2016 N 456, от 27.04.2017 N 141) изменение, изложив государственную программу, утвержденную указанным постановлением, в редакции согласно приложению.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ДО 2020 ГОДА"
Ответственный исполнитель программы | Министерство здравоохранения Алтайского края |
Соисполнители программы | отсутствуют |
Участники программы | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (по согласованию); Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" (по согласованию); ФГБОУ ВО "Алтайский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию); краевые медицинские организации |
Подпрограммы программы | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи"; подпрограмма 3 "Охрана здоровья матери и ребенка"; подпрограмма 4 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей"; подпрограмма 5 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Алтайского края"; подпрограмма 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; подпрограмма 8 "Контроль качества и безопасности медицинской деятельности"; подпрограмма 9 "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья"; подпрограмма 10 "Управление развитием здравоохранения в Алтайском крае"; подпрограмма 11 "Развитие скорой медицинской помощи"; подпрограмма 12 "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
Цель программы | обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи программы | увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования у населения приверженности к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний, совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи и снижение уровня смертности от инфекционных заболеваний; повышение эффективности, доступности и качества оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи; повышение эффективности работы службы родовспоможения и детства, направленное на создание условий для оказания доступной качественной медицинской помощи матери и ребенку и улучшение состояния здоровья матери и ребенка, снижение материнской, младенческой и детской смертности; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; обеспечение системы здравоохранения Алтайского края высококвалифицированными и мотивированными специалистами; обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, специальных продуктах питания на основе формирования рациональной и сбалансированной системы лекарственного обеспечения, обеспечивающей качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами; повышение эффективности и прозрачности системы ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере охраны здоровья граждан и использование передового международного опыта при оказании медицинской помощи населению Алтайского края; повышение эффективности управления качеством медицинской помощи; повышение доступности и качества оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме и специализированной медицинской помощи в экстренной форме; совершенствование инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины |
Индикаторы и показатели программы | показатель 1 "Смертность от всех причин (на 1000 населения)"; показатель 2 "Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми)"; показатель 3 "Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения)"; показатель 4 "Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения)"; показатель 5 "Смертность от новообразований (в том числе, от злокачественных) (на 100 тыс. населения)"; показатель 6 "Смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения)"; показатель 7 "Обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения)"; показатель 8 "Количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача"; показатель 9 "Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Алтайском крае"; показатель 10 "Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Алтайском крае"; показатель 11 "Отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Алтайском крае"; показатель 12 "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" |
Сроки и этапы реализации программы | первый этап: 2014 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы | финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Общий объем финансирования программы составляет 230854805,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 26230612,7 тыс. рублей; 2015 год - 28573729,2 тыс. рублей; 2016 год - 28715461,1 тыс. рублей; 2017 год - 32592047,5 тыс. рублей; 2018 год - 3 8462018,6 тыс. рублей; 2019 год - 37896134,3 тыс. рублей; 2020 год - 38384801,7 тыс. рублей. Средства федерального бюджета - 18920516,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2306404,4 тыс. рублей; 2015 год - 2572115,7 тыс. рублей; 2016 год - 2575022,3 тыс. рублей; 2017 год - 2232249,8 тыс. рублей; 2018 год - 3474579,0 тыс. рублей; 2019 год - 2964442,5 тыс. рублей; 2020 год - 2795703,0 тыс. рублей; в том числе капитальные вложения - 623325,0 тыс. рублей: 2014 год - 107310,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 36015,0 тыс. рублей; 2018 год - 200000,0 тыс. рублей; 2019 год - 180000,0 тыс. рублей; 2020 год - 100000,0 тыс. рублей. Средства краевого бюджета - 33774707,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 4985536,3 тыс. рублей; 2015 год - 3671613,5 тыс. рублей; 2016 год - 3382950,3 тыс. рублей; 2017 год - 6437490,9 тыс. рублей; 2018 год - 6028576,5 тыс. рублей; 2019 год - 4907409,5 тыс. рублей; 2020 год - 4361130,5 тыс. рублей; в том числе капитальные вложения - 9505503,5 тыс. рублей: 2014 год - 1186687,2 тыс. рублей; 2015 год - 694109,1 тыс. рублей; 2016 год - 334058,6 тыс. рублей; 2017 год - 2744413,8 тыс. рублей; 2018 год - 2280706,2 тыс. рублей; 2019 год - 1402564,1 тыс. рублей; 2020 год - 862964,5 тыс. рублей. Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 386200,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 73000,0 тыс. рублей; 2015 год - 126000,0 тыс. рублей; 2016 год - 88200,00 тыс. рублей; 2017 год - 99000,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей. Средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края - 177773380,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 18865672,0 тыс. рублей; 2015 год - 22204000,0 тыс. рублей; 2016 год - 22669288,5 тыс. рублей; 2017 год - 23823306,8 тыс. рублей; 2018 год - 28958863,1 тыс. рублей; 2019 год - 30024282,3 тыс. рублей; 2020 год - 31227968,2 тыс. рублей. Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы | снижение смертности от всех причин до 13,1 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 5,5 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 554,9 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 8,4 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 213,3 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 26,7 случая на 100 тыс. населения; обеспеченность врачами в целом по Алтайскому краю составит 33,9 человека на 10 тыс. населения; количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, составит 2,8 человека; повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Алтайском крае до 200%; повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Алтайском крае до 100%; повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Алтайском крае до 100%; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,5 лет. |
Охрана здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества и представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Оказание гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края, регулирующими отношения в сфере охраны здоровья граждан.
Чрезвычайно разветвленное административно-территориальное деление территории края, высокая доля сельских жителей в общей численности населения, значительное количество сел с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктуют необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обуславливают существенные сложности в обеспечении равнодоступности специализированной медицинской помощи сельским жителям, а также организации скорой медицинской помощи на селе.
На здоровье населения края негативное влияние оказывают специфические для региона природные и техногенные факторы.
К числу техногенных факторов относится радиоактивное загрязнение территории, обусловленное серией мощных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. В настоящее время концентрация долгоживущих изотопов в компонентах природной среды не превышает допустимого уровня, но влияние этого фактора по-прежнему высоко не столько из-за развития соматических нарушений, сколько из-за "генетического эффекта", проявляющегося в последующих поколениях. Также специфическим для края является комплекс факторов, вызывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения края и окружающую среду, обусловленных падением фрагментов вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых с космодрома Байконур. В зоне этого воздействия находятся частично 5 муниципальных районов, занимающих до 4% территории края.
Определенный вклад в формирование уровня здоровья населения края вносят природные факторы.
Изменчивость климата, жесткость температурных характеристик в холодный период года, повторяемость сильных ветров, высокая относительная влажность воздуха отрицательно сказываются на здоровье населения, провоцируя развитие заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и иммунной систем.
В числе факторов, оказывающих влияние на распространенность мочекаменной болезни на территории края, рассматривается высокая жесткость подземных вод. Установлена зависимость между уровнем заболеваемости желчнокаменной болезнью и химическим составом поверхностных и подземных вод. Такая ситуация характерна для районов центральной и западной частей Алтайского края, где практически не имеется подземных вод с оптимальным солевым составом, отмечается повышенное содержание по сухому остатку (1100 - 1800 мг/л), хлоридам (300 - 400 мг/л), сульфатам (400 - 700 мг/л), общей жесткости (9 - 15 мг-экв/л).
Особенности гидрологического режима в Алтайском крае обеспечивают стойкое функционирование очагов описторхоза в Алейском, Бийском, Благовещенском, Ельцовском, Завьяловском, Заринском, Каменском, Курьинском, Первомайском, Топчихинском, Троицком, Шипуновском районах, городе Барнауле.
Особенности природно-климатических условий Алтайского края способствуют распространению на его территории природно-очаговых инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита, клещевого бореллиоза, туляремии, лептоспироза, что определяет проведение в крае комплекса профилактических прививок, санитарно-ветеринарных, акарицидных, административно-хозяйственных мероприятий.
Перечисленные выше факторы в значительной мере обуславливают высокий уровень заболеваемости населения Алтайского края, показатели которой превышают в целом данные по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) в 1,5 раза, а по отдельным видам хронических заболеваний в 2 и более раза, и определяют более высокую потребность населения в специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных и круглосуточных стационаров, а также в мероприятиях, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни.
Охрана здоровья граждан в крае осуществляется на фоне нестабильной демографической ситуации.
По предварительным данным численность населения края в 2016 году составила 2366492 человека и за год уменьшилась на 10282 человека (за 2015 год - на 8038 человек, за 2014 год - на 5826 человек), на селе численность населения составила 1034814 человек, снижение произошло на 6626 человек (за 2015 год - на 7734 человека, за 2014 год - на 8335 человек), численность городского населения снизилась на 3656 человек (за 2015 год - на 304 человека, за 2014 год - увеличилась на 2509 человек) и составила 1331678 человек.
Снижение численности населения края произошло как за счет превышения числа умерших над родившимися на 4622 человека (за 2015 год - на 3581 человека, за 2014 год - на 2557 человек), так и за счет отрицательной миграции на 5660 человек (за 2015 год - на 4457 человек, за 2014 год - на 3269 человек).
Таким образом, потери общей численности населения края в 2016 году увеличились на 2244 человека, в сравнении с потерями населения в 2015 году, как за счет роста потерь от процессов естественного движения (превышения умерших над родившимися) на 1041 человека, так и за счет роста отрицательной миграции на 1203 человека. Годовые потери сельского населения снизились в сравнении с 2015 годом на 1108 человек, а потери городского населения возросли на 3352 человека.
Возрастная структура населения на начало 2017 года представлена следующими основными группами:
численность группы лиц моложе трудоспособного возраста в 2016 году составила 443058 человек (2015 год - 435636 человек, 2014 год - 427234 человека), удельный вес в общей численности населения - 18,6% (2015 год - 18,3%, 2014 год - 17,9%);
численность группы лиц трудоспособного возраста в 2016 году составила 1314440 человек (2015 год - 1344843 человека, 2014 год - 1372701 человек), удельный вес в общей численности населения - 55,3% (2015 год - 56,4%, 2014 год - 57,4%);
численность группы лиц старше трудоспособного возраста в 2016 году составила 618276 человек (2015 год - 604333 человека, 2014 год - 590703 человека), удельный вес в общей численности населения - 26,0% (2015 год - 25,3%, 2014 год - 24,7%).
Численность мужчин в 2016 году составила 1098206 человек (2015 год - 1101705 человек, 2014 год - 1104447 человек), а женщин 1278568 человек (2015 год - 1283107 человек, 2014 год - 1286191 человек). На 1000 женщин приходится 858,9 мужчины (2015 год - 858,6 мужчин, 2014 год - 858,7 мужчины).
Численность мужского населения края моложе трудоспособного возраста в 2016 году составила 227235 человек (2015 год - 223276 человек, 2014 год - 218895 человек), а численность женского населения данной когорты - 215823 человека (2015 год - 212360 человек, 2014 год - 208339 человек). На 1000 женщин приходится 1052,9 мужчины (2015 год - 1051 мужчина, 2014 год - 1050 мужчин).
Среди лиц старше трудоспособного возраста число мужчин за последнее три года увеличилось и в 2016 году составило 183134 человека (2015 год - 176536 человек, 2014 год - 171143 человека), а женщин - 435142 человека (2015 год - 427797 человек, 2014 год - 419560 человек). На 1000 женщин старше трудоспособного возраста приходится 421 мужчина (2015 год - 413 мужчин, 2014 год - 408 мужчин).
В группе трудоспособного возраста за последние три года наблюдается уменьшение числа мужчин и женщин, численность мужчин в 2016 году составила 687837 человек (2015 год - 701893 человека, 2014 год - 714409 человек), а женщин - 627603 (2015 год - 642950 человек, 2014 год - 658292 человека). На 1000 женщин трудоспособного возраста приходится 1096 мужчин (2015 год - 1092 мужчины, 2014 год - 1085 мужчин).
По среднему варианту прогноза Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю к 2030 году доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения края составит почти треть (29,5%). Среди данной категории граждан регистрируется наиболее высокий уровень заболеваемости и смертности.
Увеличение доли граждан старших возрастов отражается и на гендерной составляющей - в структуре женского населения края происходит снижение числа женщин фертильного возраста (с 649807 человек в 2010 году до 559109 человек на начало 2016 года). Удельный вес данной когорты в структуре женского населения края в течение 2016 года снизился на 0,9% и составил 43,2% (в 2015 году - 43,6%, в 2014 году - 44,1%).
Наиболее существенным фактом, имеющим негативное значение в формировании трудовых ресурсов края, является снижение доли лиц трудоспособного возраста на 1,8% до 55,4% в общей численности населения, а ее численности - на 29403 человека.
Таким образом, изменения возрастной структуры населения края ведут к нарастанию демографической нагрузки на население трудоспособного возраста как за счет когорт моложе трудоспособного возраста, так и за счет лиц старше трудоспособного возраста, а уровень пенсионной нагрузки в крае существенно выше, чем в Российской Федерации и СФО. В 2016 году коэффициент общей демографической нагрузки в крае составил 806,8 на 1000 лиц трудоспособного возраста, коэффициент трудового замещения составил 336,8 (лиц моложе трудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста), коэффициент пенсионной нагрузки составил 470,0 (лиц старше трудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста). По Российской Федерации соответственно 740,5, 313,1 и 427,4, по СФО - 748,1, 348,0 и 400,1.
В крае сохраняется естественная убыль населения, показатель которой в 2016 году составил (-2,0), в 2015 году - (-1,5), в 2014 году - (-1,0), число умерших превысило число родившихся на 4622 человека (в 2015 году - на 3581 человека, в 2014 году - на 2527 человек). В целом по Российской Федерации показатель составил - 0,01, по СФО - 1,4.
В 2016 году показатель рождаемости в крае снизился на 4,0% и составил 12,1% (в 2015 году - 12,6%, в 2014 году - 13,2%), что ниже показателя по Российской Федерации (12,9%) на 6,2% и на 12,3% ниже, чем по СФО (13,8%). Среди 85 субъектов Российской Федерации по уровню рождаемости край занимает 51 ранговое место (от наивысшего показателя). В сравнении с 2015 годом показатель рождаемости в городе снизился на 4,5%, на селе снизился на 3,4%, в 2014 году снижение показателя рождаемости в городе составило 2,7%, на селе - 4,4%.
В Алтайском крае уровень смертности более высокий, чем в целом по Российской Федерации и СФО. Показатель общей смертности в крае в 2016 году составил 14,1% (в 2015 году - 14,1%, в 2014 году - 14,2%). Число умерших - 33356 человек (в 2015 году - 33661 человек, в 2014 году - 33971 человек). Уровень смертности в крае превышает показатель по Российской Федерации на 9,3% (по Российской Федерации - 12,9%), а по СФО на 8,5% (по СФО - 13,0%). Среди субъектов Российской Федерации Алтайский край по уровню смертности занимает 55-е ранговое место, а среди субъектов СФО - 11 ранговое место от наименьшего показателя.
При анализе смертности выявляются территориальные и гендерные различия, которые не имеют существенных тенденций к уменьшению.
Уровень общей смертности на селе в 2016 году - 15,6% (в 2015 году - 15,5%, в 2014 году - 15,9%) и превышает аналогичный показатель по городским территориям (в 2016 году - 12,8%, в 2015 году - 13,0%, в 2014 году - 12,9%) на 21,9% (в 2015 году превышение на 19,2%, в 2014 году - на 23,3%). Показатель общей и преждевременной смертности у мужчин выше, чем у женщин. Данные особенности сохраняются на протяжении ряда лет. В 2016 году показатель общей смертности у мужчин (15,5%) превысил показатель женщин (12,4%) на 25,0%. В 2015 году показатель общей смертности у мужчин (15,6%) превысил показатель женщин (12,9%) на 20,9%, в 2014 году показатель общей смертности у мужчин (16,2%) превысил показатель женщин (12,8%) на 26,6%. Показатель преждевременной смертности у мужчин (в 2016 году 8,63%, в 2015 году - 9,01%, в 2014 году - 9,35%) превысил показатель женщин (в 2016 году - 2,42% в 2015 году - 2,60%, в 2014 году - 2,65%) в 2016 году - в 3,57 раза, в 2015 году - в 3,46 раза, в 2014 году - в 3,52 раза.