В России активное внедрение электронного правительства началось в 2008 году. Электронное правительство определяет новый способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и бизнеса на основе широкого использования ИКТ. Данный процесс является необходимой составляющей построения информационного общества.
Приоритетными направлениями развития информационных технологий ИОГВ АО являются совершенствование ИКТ, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственных и муниципальных функций, обеспечение соответствия ИКТ требованиям открытости органов власти. Важным аспектом является повышение эффективности процессов создания и использования ИКТ, в том числе за счет поэтапного перехода к единой вычислительной и информационно-коммуникационной инфраструктуре.
В рамках указанных направлений ИОГВ АО и ОМСУ МО АО необходимо обеспечить сокращение регламентного времени предоставления услуг (выполнения функций), снижение финансовых и нефинансовых затрат заявителей, связанных с получением государственных и муниципальных услуг (получение услуг по месту пребывания или требования, сокращение числа визитов заявителя в ИОГВ АО и ОМСУ МО АО, количества предоставляемых документов, времени ожидания в очереди), а также увеличение количества мест и способов предоставления услуг.
Необходимо повысить доступность информационных систем и сервисов, обеспечивающих доступ граждан и субъектов бизнеса к полной и актуальной информации о деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе в форме открытых данных.
Указанные результаты могут быть достигнуты при реализации следующих мероприятий:
- переход на межведомственный электронный документооборот при предоставлении государственных и муниципальных услуг (выполнении функций), предполагающий сокращение объема бумажных документов, подлежащих подготовке, предоставлению и хранению, использование единых справочников, классификаторов и регистров;
- автоматизация внутриведомственных и межведомственных процессов и процедур предоставления государственных и муниципальных услуг (выполнения функций), обеспечивающая оперативность и удобство получения услуг;
- организация электронного взаимодействия ФОИВ, ИОГВ АО, ОМСУ МО АО с МФЦ;
- развитие информационных систем и сервисов, обеспечивающих доступ потребителей к информации о деятельности ИОГВ АО и ОМСУ МО АО через сеть "Интернет", за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
- унификация и стандартизация требований к официальным сайтам ИОГВ АО и ОМСУ МО АО в сети "Интернет" с учетом норм законодательства Российской Федерации и международных стандартов общедоступности.
С целью формирования электронного правительства и развития информационного общества на территории Астраханской области реализована комплексная целевая программа "Информатизация Астраханской области на 2011 - 2013 годы", утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2010 N 404-П, государственная программа "Информатизация Астраханской области на 2014 - 2018 годы", утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 09.09.2013 N 349-П.
Исполнение мероприятий вышеуказанных программ позволило заложить платформу реализации проектов электронного правительства, расширить степень проникновения ИКТ в различные сферы деятельности. Предоставление государственных и муниципальных услуг является основополагающим элементом во взаимодействии государства, населения и бизнеса, влияющим не только на уровень жизни, но и на инвестиционную привлекательность региона. Услуги, оказываемые в Астраханской области, представлены на портале государственных и муниципальных услуг Астраханской области www.gosuslugi.astrobl.ru (далее - региональный портал) и Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал).
В настоящее время на региональном портале автоматизированы процессы оказания 1399 государственных и муниципальных услуг и функций. Авторизация в региональном личном кабинете проводится с использованием ЕСИА, что позволяет обеспечить защиту данных пользователей и соответствует общефедеральным требованиям.
По состоянию на 01.11.2017 в Астраханской области оказано 1681229 услуг, из которых в электронном виде предоставлено 1122677 услуг. Муниципальные услуги за этот период оказаны в количестве 3767401, в электронном виде - 3588280 услуг. Наиболее востребованными являются услуги в сфере социального обеспечения, здравоохранения и образования.