____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Главы РБ от 29.11.2019 N РГ-365.
____________________________________________________________________
1. Внести изменения в План мероприятий ("дорожную карту") по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан, утвержденный распоряжением Главы Республики Башкортостан от 30 декабря 2015 года N РГ-229 (с последующими изменениями), изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава
Республики Башкортостан
Р.ХАМИТОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан (далее - план мероприятий) призвана активизировать внутренний потенциал бизнеса на социально значимых и приоритетных рынках Республики Башкортостан, а также комплексное инновационное развитие региональной экономики, что позволит обеспечить условия экономического роста и повысить занятость, доходы, жизненный уровень и качество жизни населения республики.
2. Целями плана мероприятий являются:
создание благоприятной конкурентной среды;
снижение административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности;
формирование высококонкурентных отраслей экономики Республики Башкортостан;
расширение предложений по повышению качества товаров, работ, услуг на товарных рынках Республики Башкортостан;
обеспечение инновационных процессов в рыночной системе региона.
3. В приложении к плану мероприятий указаны мероприятия, предусмотренные иными утвержденными в установленном порядке стратегическими и программными документами, реализация которых оказывает влияние на состояние конкуренции и служит неотъемлемым дополнением к плану мероприятий.
В Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2017 года функционировали 1224 дошкольные образовательные организации (далее - ДОО), кроме того, 139 филиалов ДОО, 111 филиалов общеобразовательных организаций, 463 группы дошкольного образования при общеобразовательных организациях. В настоящее время в ДОО работают 19,1 тыс. педагогических работников. За последнее время увеличилась численность педагогического персонала, имеющего высшее образование. Высшее образование имеют 54,6% педагогов, среднее профессиональное - 43,4%. Ежегодно проводится мониторинг кадровой обеспеченности ДОО. Так, по республике укомплектованность педагогическими кадрами составляет 98,7%.
Дошкольным образованием (далее - ДО) охвачено 236156 детей (в 2016 году - 233794 ребенка), что составляет 69,1%, в том числе детей в возрасте от 3 до 7 лет - 200298.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части принятия мер, направленных на ликвидацию к 2015 году очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в ДОО, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 510-р (с последующими изменениями) утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Республики Башкортостан, направленные на повышение ее эффективности". В период с 2013 по 2016 год за счет строительства новых и возврата в сеть ранее переданных зданий ДОО, реконструкции, перепрофилирования иных зданий и развития альтернативных форм ДО были введены 40407 мест, из них: в 2013 году - 15050 мест (альтернативные формы ДО - 6927); в 2014 году - 13644 места (альтернативные формы ДО - 6980); в 2015 году - 8798 мест (альтернативные формы ДО - 3000); в 2016 году - 2915 мест (альтернативные формы ДО - 2780).
Вместе с тем в республике остается высокой очередность детей от 0 до 3 лет (86,7 тыс. заявлений по состоянию на 1 октября 2017 года). В целях обеспечения доступности ДО и ликвидации очередности на получение места среди детей от 1,5 до 3 лет планируется до конца 2017 года ввести 3209 мест, из них за счет строительства - 1009 мест, альтернативных форм ДО - 2200 мест.
В Республике Башкортостан по состоянию на 1 октября 2017 года функционировали 25 негосударственных ДОО, имеющих лицензию на образовательную деятельность. В предшествующем аналогичном периоде количество таких ДОО составляло 18. В указанных организациях образовательные программы осваивают 1056 воспитанников, из которых часть - это дети от года до 3 лет. В настоящее время ведется работа по получению лицензии на образовательную деятельность еще в 2 частных детских садах.
В Республике Башкортостан сложилась система мер государственной поддержки негосударственных ДОО. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2015 года N 1361-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования в Республике Башкортостан.
Так, из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан предоставляется субвенция на финансовое обеспечение получения ДО в частных ДОО, имеющих лицензию на образовательную деятельность, посредством предоставления субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, а также на предоставление компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми.
На эти цели за 9 месяцев 2017 года были направлены субсидии на организацию образовательного процесса в размере 34136,4 тыс. рублей, на предоставление компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми - 1135,5 тыс. рублей.
Министерство образования Республики Башкортостан (далее - Минобразования РБ) регулярно проводит с руководителями негосударственных ДОО совещания, на которых в том числе рассматриваются вопросы открытия, развития и поддержки негосударственного сектора ДО.
В целях увеличения численности детей, охваченных ДО и услугами присмотра и ухода, а также снижения родительской платы в негосударственных ДОО Минобразования РБ совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее - администрации МР и ГО РБ) прорабатывают возможность снижения арендной ставки для негосударственных ДОО, находящихся в муниципальных помещениях. Так, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляет негосударственным ДОО за аренду муниципальных помещений понижающий коэффициент 0,25 (75%) от рыночной стоимости.
Частные ДОО вправе покрывать свои затраты за счет субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации на оплату труда и оплату учебных расходов. Однако компенсация расходов на содержание имущества, аренду помещений, коммунальные платежи и иные расходы для таких организаций законодательством не предусматривается. В связи с этим себестоимость услуг частных ДОО, покрываемая за счет родительской платы, существенно выше, чем в государственных или муниципальных ДОО.
Таким образом, конкуренция между государственными или муниципальными и частными ДОО имеет место только за ограниченный контингент потребителей услуг, обладающих возможностью и готовых нести затраты на получение образовательных услуг.
Информация о правовых актах, регулирующих правоотношения на рынке услуг ДО:
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан";
распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 510-р (с последующими изменениями);
распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2015 года N 1361-р;
Приказ Минобразования Республики Башкортостан от 21 октября 2015 года N 2030 "Об обеспечении доступности дошкольного образования детей в возрасте от 1,5 до 3 лет".
N п/п | Наименование мероприятия | Результат реализации мероприятия | Срок реализации мероприятия, годы | Целевой показатель эффективности реализации мероприятия, его единица измерения и значения (по годам) | Ответственный исполнитель | |
начало | окончание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Цели мероприятия: 1. Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг ДО (развитие сектора частных ДОО) 1.1. Предоставление субвенций на организацию образовательного процесса в частных ДОО, имеющих лицензию на образовательную деятельность | ||||||
1.1.1 | Заключение соглашений между Минобразования РБ и администрациями МР и ГО РБ о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан для дальнейшего распределения | увеличение количества частных ДОО, имеющих лицензию на образовательную деятельность, и (или) увеличение численности детей, посещающих частные ДОО | 2016 | 2018 | удельный вес численности детей в частных ДОО в общей численности детей ДОО (проценты): 2015 - 0,33; 2016 - 0,42; 2017 - 0,43; 2018 - 0,44 | Минобразования РБ |
1.1.2 | Анализ работы частных ДОО по созданию условий образовательного процесса | 2016 | 2018 | |||
1.1.3 | Снижение платы за аренду муниципальной собственности, используемой для образовательной деятельности | 2016 | 2018 | |||
1.2. Предоставление субвенций на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в частных ДОО, имеющих лицензию на образовательную деятельность | ||||||
1.2.1 | Заключение соглашений между Минобразования РБ и администрациями МР и ГО РБ о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан в местные бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан для дальнейшего распределения | увеличение количества детей в частных ДОО | 2016 | 2018 | удельный вес численности детей в частных ДОО в общей численности детей ДОО (проценты): 2015 - 0,33; 2016 - 0,42; 2017 - 0,43; 2018 - 0,44 | Минобразования РБ |
1.2.2 | Анализ качества предоставления образовательных услуг в частных ДОО | 2016 | 2018 | |||
1.2.3 | Внесение дополнений в систему электронной очереди Республики Башкортостан по обозначению потребности в устройстве в частные ДОО | 2016 | 2018 | |||
1.2.4 | Размещение на сайте Минобразования РБ информации о выделяемых субвенциях на выплату компенсации по предоставляемым услугам в частных ДОО | информированность населения РБ о выделяемых субвенциях на выплату компенсации части родительской платы за услуги в частных ДОО | 2016 | 2018 |
В Республике Башкортостан по итогам 9 месяцев 2017 года функционировали 1459 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием (охват - 104453 человека); 97 загородных стационарных лагерей (охват - 54587 человек), из них 65 - муниципальных, 32 - негосударственных; 30 - санаторно-курортных организаций (охват - 30843 человека). По состоянию на 1 октября 2017 года охват детей, воспользовавшихся региональным сертификатом на отдых и оздоровление, составил 147599 человек.
В рамках создания условий для развития конкуренции на рынке услуг детского отдыха и оздоровления продолжается внедрение автоматизации процесса учета детей и подростков Республики Башкортостан, нуждающихся и пользующихся услугами в сфере отдыха и оздоровления, и ведение сертификатов на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей и подростков.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2014 года N 552 утверждено Положение о государственной информационной системе "Единая система учета детей и подростков Республики Башкортостан, нуждающихся и пользующихся услугами в сфере отдыха и оздоровления" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2015 года N 283).
В соответствии с протоколом N 3 заседания республиканской межведомственной комиссии по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи от 22 сентября 2016 года продолжается работа по внедрению вышеуказанной системы в администрациях МР и ГО РБ.
Кроме того, в Республике Башкортостан сложилась система мер государственной поддержки негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июня 2011 года N 205 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан" (с последующими изменениями) предусмотрено использование всех имеющихся соответствующих организаций отдыха и оздоровления, не допуская их перепрофилирования и функционирования не по назначению.
Администрациям МР и ГО РБ рекомендовано использовать все детские оздоровительные учреждения, санаторно-курортные, лечебно-профилактические и образовательные организации, учреждения социального обслуживания населения, профсоюзов и иных организаций для отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, исключать возможность их закрытия, перепрофилирования или использования не по назначению, а также создать комиссии по недопущению перепрофилирования учреждений отдыха и оздоровления детей. Балансодержателям и собственникам детских оздоровительно-воспитательных организаций даны рекомендации осуществлять согласование указанной комиссией вопросов закрытия, продажи и перепрофилирования данных организаций.
Барьерами для выхода на рынок негосударственных (немуниципальных) организаций отдыха и оздоровления детей являются высокие требования стандартов качества предоставляемой услуги, необходимость соответствия современным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам пожарной и антитеррористической безопасности, слабое программно-методическое и образовательно-воспитательное обеспечение соответствующей деятельности, недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время их пребывания на отдыхе.