Количественный и качественный анализ конкурсов, организуемых в рамках подбора кадров, за период 2014 - 2016 годов
Инициатор конкурса | Конкурс на замещение вакантных должностей (шт.) | Конкурс на включение в кадровый резерв (шт.) | ||||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Правительство области | 0 | 1 | 0 | 6 | 4 | 8 |
ОИВ ЯО | 17 | 9 | 10 | 85 | 37 | 102 |
Итого | 17 | 10 | 10 | 91 | 41 | 110 |
Сравнительный анализ конкурсов, проведенных в 2016 году и в 2014, 2015 годах, позволяет выявить следующие особенности:
- снижение общего количества кандидатов, изъявивших желание поступить на гражданскую службу (участников конкурсов);
- преобладание среди участников конкурса гражданских или муниципальных служащих (более 50 процентов от общего числа участников).
В целом это свидетельствует о невысокой заинтересованности граждан в поступлении на гражданскую службу. Среди возможных причин этого могут быть названы невысокий престиж гражданской службы в обществе, субъективные оценки несоответствия уровня денежного содержания гражданских служащих и степени ответственности и напряженности их труда.
В складывающихся условиях повышается актуальность создания и внедрения современных эффективных технологий подбора, отбора и оценки кадров в системе государственного управления. Распоряжением Губернатора области от 09.10.2014 N 479-р "О подборе кадров для замещения должностей государственной гражданской службы Ярославской области в Правительстве области" утверждена Методика подбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы Ярославской области в Правительстве области (далее - Методика подбора и оценки кадров), с внедрением которой установлен единообразный порядок оценки кандидатов на должности гражданской службы во всех ОГВ ЯО. Согласно Методике подбора и оценки кадров прием на гражданскую службу осуществляется по результатам:
- анализа соответствия квалификационным требованиям;
- оценки базовых компетенций (русский язык, право, менеджмент, информационно-коммуникативные технологии);
- оценки профессиональных и функциональных знаний и умений (профессиональных и функциональных компетенций);
- оценки личностных компетенций.
Оценка базовых компетенций кандидатов на должности гражданской службы проводится управлением с использованием тестов, кейсов, практических заданий, эссе и иных инструментов оценки, разработанных сотрудниками управления во взаимодействии с независимыми экспертами.
Оценка профессиональных и функциональных компетенций проводится ОГВ ЯО совместно с управлением. Используются следующие методы оценки: тестирование, написание эссе, выполнение рефератов и творческих работ, кейсы и практические задания, собеседование (интервью). При необходимости к оценке профессиональных и функциональных знаний и умений привлекаются независимые эксперты.
Оценка личностных компетенций кандидатов на должности гражданской службы проводится сотрудниками управления, имеющими высшее психологическое образование и опыт психологической оценки кадров. В связи с тем что управление, непосредственно обеспечивая только оценку базовых и личностных компетенций кандидатов на должности гражданской службы, координирует работу по соблюдению иных требований Методики подбора и оценки кадров, за период 2015 - 2017 годов повысился уровень аргументированности решений о включении в кадровый резерв и о назначении на должности гражданской службы.
Статистическая информация об объеме оценочных процедур в 2016 году (при оценке 984 человек) отражена в таблице 2.