КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2018 года N 73


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.02.2017 N 66 "Об утверждении бюджетного прогноза Кемеровской области на долгосрочный период до 2028 года"



Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:


1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.02.2017 N 66 "Об утверждении бюджетного прогноза Кемеровской области на долгосрочный период до 2028 года" следующие изменения:


1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2028" заменить цифрами "2035".


1.2. Бюджетный прогноз Кемеровской области на долгосрочный период до 2028 года, утвержденный постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по финансам) - начальника главного финансового управления Кемеровской области И.Ю.Малахова.



Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 12 марта 2018 г. N 73



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА


Бюджетный прогноз Кемеровской области на долгосрочный период до 2035 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе данных прогноза социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.11.2015 N 616-р "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года", в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.


Основной целью разработки бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы Кемеровской области, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы Кемеровской области и, соответственно, достижение стратегических целей социально-экономического развития Кемеровской области.



1. Текущие социально-экономические условия исполнения бюджета Кемеровской области и основные характеристики бюджетной системы Кемеровской области


Кемеровская область представляет собой промышленно развитый регион с компактно проживающим преимущественно городским населением и значительными запасами каменного угля на территории, расположенный примерно в центре Евразии, вдали от морей и крупных судоходных рек. Население Кемеровской области на конец 2016 года составляет 2708,8 тыс. человек <1>, доля городского населения - 85,8 процента. В последние 20 лет наблюдается сокращение численности населения области.


________________


<1> Здесь и далее статистические показатели приводятся по данным Росстата, имеющимся в наличии на 04.09.2017.


Валовый региональный продукт (далее - ВРП) Кемеровской области в 2016 году составил 864 млрд. рублей. ВРП на одного жителя области - 318 тыс. рублей в год.


Значительные запасы каменного угля определяют структуру экономики Кемеровской области, в которой можно выделить базовые отрасли (добычу угля и черную металлургию), продукция которых вывозится за пределы области (в том числе на экспорт), и небазовые отрасли, потребители продукции которых находятся преимущественно на территории Кемеровской области. ВРП Кемеровской области в значительной степени зависит от выручки базовых отраслей, полученной за пределами региона. Затраты базовых отраслей (в частности оплата труда и материальные затраты), в свою очередь, через механизм мультипликатора генерируют спрос на продукцию небазовых отраслей. Из-за такой структуры экономики валовый выпуск предприятий области очень сильно зависит от спроса на продукцию базовых отраслей на мировом рынке, в частности от уровня цен на уголь и продукцию черной металлургии. Следует отметить географическое положение региона как фактор, осложняющий экспорт: высокие транспортные затраты по доставке продукции базовых отраслей потребителям в европейской части России, странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона уменьшают рентабельность экспорта и снижают конкурентоспособность предприятий области на мировом рынке по сравнению с предприятиями, расположенными поблизости от потребителей или от морских портов. На доходы от экспорта очень большое влияние также оказывает изменение курса рубля относительно других валют.


Сложившаяся структура экономики региона приводит к зависимости доходов бюджета Кемеровской области от конъюнктуры на мировых рынках угля и стали. Значительную долю в доходах бюджета области составляют поступления налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, напрямую зависящие от цен на уголь и металл. Вследствие этого налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Кемеровской области колеблются в диапазоне от 13,1 процента от ВРП в 2016 году до 17,1 процента от ВРП в 2008 году.


В целом в последние годы доходы консолидированного бюджета Кемеровской области составляют 15 - 17 процентов от ВРП, доходы областного бюджета составляют 12 - 13 процентов от ВРП. Расходы консолидированного бюджета области составляют 16 - 20 процентов от ВРП, дефицит - 1 - 3 процента ВРП.


Государственный долг Кемеровской области на конец 2016 года составил 7 процентов от ВРП.


Следует отметить, что на проблему обеспечения сбалансированности бюджета области значительное влияние оказывает рост расходных обязательств, обусловленный, прежде всего, необходимостью реализации решений федерального центра:


рост расходов регионов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - в Кемеровской области ежегодные расходы на эти цели увеличиваются;


рост социальных расходов бюджета для выполнения важнейших социально-экономических задач, поставленных Президентом Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012);


передача на региональный уровень ряда дополнительных полномочий в рамках совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.


Следует отметить еще одну особенность бюджетной системы Кемеровской области, а именно зависимость доходов бюджета от нескольких крупнейших плательщиков: 10 крупнейших предприятий обеспечивают около 25 процентов налоговых доходов бюджета. Данная зависимость увеличивает волатильность поступлений налогов в бюджет области - снижение показателей одного крупного плательщика может сильно повлиять на поступление доходов.



2. Условия реализации бюджетного прогноза Кемеровской области


Бюджетный прогноз Кемеровской области учитывает прогноз социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочный период, который исходит из благоприятных условий развития экономики области и ее социальной сферы, в частности:


плавное ускорение темпа прироста ВРП;


рост промышленного производства;


рост инвестиций в основной капитал;


увеличение темпов роста реальных доходов населения.


Наряду с этим, прогнозный период до 2035 года может характеризоваться следующими факторами, обусловленными социально-экономическим развитием Российской Федерации, отражающими определенное влияние на показатели региона:


высокая неопределенность на сырьевых и финансовых рынках;


существенное ограничение потенциала роста мировой экономики при сохранении разнородных тенденций в траекториях экономического роста в развитых странах и странах с формирующимися рынками;


сохраняющийся отток капитала из Российской Федерации;


необходимость безусловного исполнения социальных обязательств государства перед населением;


сложная демографическая ситуация.


Основными принципами долгосрочной бюджетной политики области являются надежность, достоверность и консервативность оценок и прогнозов. Учитывая условия влияния обозначенных факторов на формирование и реализацию бюджетной политики в долгосрочном периоде, в основу бюджетного прогноза целесообразно заложить более консервативные оценки социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочный период, которые исходят из неблагоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Кемеровской области:


минимальный положительный прирост ВРП;


сохранение низкого уровня и качества инвестиций;


снижение общей численности населения и занятых в экономике;


незначительный рост реальных доходов населения.



3. Цели и задачи налоговой, бюджетной и долговой политики Кемеровской области в долгосрочном периоде


Сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кемеровской области является неизменным приоритетом налоговой, бюджетной и долговой политики. Достижение этой цели зависит от ряда факторов и условий, а также одновременного соблюдения нескольких требований, таких как сохранение способности бюджета справляться с временными макроэкономическими колебаниями, повышение гибкости структуры расходов.


Достижение цели по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кемеровской области решается посредством поставленных задач:


1) реализация эффективной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Кемеровской области;


2) осуществление взвешенной долговой политики, направленной на:


поддержание объема долговой нагрузки на бюджет Кемеровской области на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;


планирование и осуществление государственных заимствований исходя из необходимости своевременного исполнения расходных и долговых обязательств Кемеровской области;


минимизацию расходов на обслуживание долговых обязательств Кемеровской области;


3) формирование бюджетных параметров исходя из четкой приоритизации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств с учетом их оптимизации и сокращения неэффективных бюджетных расходов;


4) повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;


5) повышение эффективности системы государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля, контроля в сфере закупок, а также внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита будет способствовать сокращению нарушений законодательства о контрактной системе и повышению эффективности (результативности и экономности) бюджетных расходов;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»