(с изменениями на 12 февраля 2024 года)
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.03.2018 N 73, от 26.02.2019 N 126, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115, от 20.02.2021 N 83, от 11.02.2022 N 67, от 13.02.2023 N 75, от 12.02.2024 N 63)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.07.2015 N 241 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период до 2035 года.
(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.03.2018 N 73, постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра финансов Кузбасса Малахова И.Ю.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 11.02.2022 N 67)
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.03.2018 N 73, от 26.02.2019 N 126, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115, от 20.02.2021 N 83, от 11.02.2022 N 67, от 13.02.2023 N 75, от 12.02.2024 N 63)
Бюджетный прогноз Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период до 2035 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе данных прогноза социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.11.2015 N 616-р "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года", в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
Основной целью разработки бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы Кемеровской области - Кузбасса (далее также - Кемеровская область), позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы Кемеровской области - Кузбасса и, соответственно, достижение стратегических целей социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.02.2024 N 63)
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
Кемеровская область представляет собой промышленно развитый регион с компактно проживающим преимущественно городским населением и значительными запасами каменного угля на территории, расположенный примерно в центре Евразии, вдали от морей и крупных судоходных рек. Население Кемеровской области на конец 2016 года составляет 2708,8 тыс. человек <1>, доля городского населения - 85,8 процента. В последние 20 лет наблюдается сокращение численности населения области.
________________
<1> Здесь и далее статистические показатели приводятся по данным Росстата, имеющимся в наличии на 04.09.2017.
Валовый региональный продукт (далее - ВРП) Кемеровской области в 2016 году составил 864 млрд. рублей. ВРП на одного жителя области - 318 тыс. рублей в год.
Значительные запасы каменного угля определяют структуру экономики Кемеровской области, в которой можно выделить базовые отрасли (добычу угля и черную металлургию), продукция которых вывозится за пределы области (в том числе на экспорт), и небазовые отрасли, потребители продукции которых находятся преимущественно на территории Кемеровской области. ВРП Кемеровской области в значительной степени зависит от выручки базовых отраслей, полученной за пределами региона. Затраты базовых отраслей (в частности оплата труда и материальные затраты), в свою очередь, через механизм мультипликатора генерируют спрос на продукцию небазовых отраслей. Из-за такой структуры экономики валовый выпуск предприятий области очень сильно зависит от спроса на продукцию базовых отраслей на мировом рынке, в частности от уровня цен на уголь и продукцию черной металлургии. Следует отметить географическое положение региона как фактор, осложняющий экспорт: высокие транспортные затраты по доставке продукции базовых отраслей потребителям в европейской части России, странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона уменьшают рентабельность экспорта и снижают конкурентоспособность предприятий области на мировом рынке по сравнению с предприятиями, расположенными поблизости от потребителей или от морских портов. На доходы от экспорта очень большое влияние также оказывает изменение курса рубля относительно других валют.
Сложившаяся структура экономики региона приводит к зависимости доходов бюджета Кемеровской области от конъюнктуры на мировых рынках угля и стали. Значительную долю в доходах бюджета области составляют поступления налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, напрямую зависящие от цен на уголь и металл. Вследствие этого налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Кемеровской области колеблются в диапазоне от 13,1 процента от ВРП в 2016 году до 17,1 процента от ВРП в 2008 году.
В целом в последние годы доходы консолидированного бюджета Кемеровской области составляют 15 - 17 процентов от ВРП, доходы областного бюджета составляют 12 - 13 процентов от ВРП. Расходы консолидированного бюджета области составляют 16 - 20 процентов от ВРП, дефицит - 1 - 3 процента ВРП.
Государственный долг Кемеровской области на конец 2016 года составил 7 процентов от ВРП.
Следует отметить, что на проблему обеспечения сбалансированности бюджета области значительное влияние оказывает рост расходных обязательств, обусловленный, прежде всего, необходимостью реализации решений федерального центра:
рост расходов регионов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - в Кемеровской области ежегодные расходы на эти цели увеличиваются;
рост социальных расходов бюджета для выполнения важнейших социально-экономических задач, поставленных Президентом Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012);
передача на региональный уровень ряда дополнительных полномочий в рамках совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Следует отметить еще одну особенность бюджетной системы Кемеровской области, а именно зависимость доходов бюджета от нескольких крупнейших плательщиков: 10 крупнейших предприятий обеспечивают около 25 процентов налоговых доходов бюджета. Данная зависимость увеличивает волатильность поступлений налогов в бюджет области - снижение показателей одного крупного плательщика может сильно повлиять на поступление доходов.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
Бюджетный прогноз учитывает прогноз социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочный период, который исходит из благоприятных условий развития экономики области и ее социальной сферы, в частности:
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
плавное ускорение темпа прироста ВРП;
рост промышленного производства;
рост инвестиций в основной капитал;
увеличение темпов роста реальных доходов населения.
Наряду с этим, прогнозный период до 2035 года может характеризоваться следующими факторами, обусловленными социально-экономическим развитием Российской Федерации, отражающими определенное влияние на показатели региона:
высокая неопределенность на сырьевых и финансовых рынках;
существенное ограничение потенциала роста мировой экономики при сохранении разнородных тенденций в траекториях экономического роста в развитых странах и странах с формирующимися рынками;
сохраняющийся отток капитала из Российской Федерации;
необходимость безусловного исполнения социальных обязательств государства перед населением;
сложная демографическая ситуация.
Основными принципами долгосрочной бюджетной политики области являются надежность, достоверность и консервативность оценок и прогнозов. Учитывая условия влияния обозначенных факторов на формирование и реализацию бюджетной политики в долгосрочном периоде, в основу бюджетного прогноза целесообразно заложить более консервативные оценки социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочный период, которые исходят из неблагоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Кемеровской области:
минимальный положительный прирост ВРП;
сохранение низкого уровня и качества инвестиций;
снижение общей численности населения и занятых в экономике;
незначительный рост реальных доходов населения.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 05.03.2020 N 115)
Сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кемеровской области является неизменным приоритетом налоговой, бюджетной и долговой политики. Достижение этой цели зависит от ряда факторов и условий, а также одновременного соблюдения нескольких требований, таких как сохранение способности бюджета справляться с временными макроэкономическими колебаниями, повышение гибкости структуры расходов.
Достижение цели по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кемеровской области решается посредством поставленных задач: